Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина пытается вспомнить свое еврейское наследие

Города и поселки устанавливают памятники и проводят мероприятия в память о когда-то процветавшей общине, уничтоженной в годы Второй мировой войны и Холокоста.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении десятилетий было нелегко обнаружить во Львове следы еврейской общины, однажды процветавшей, но затем уничтоженной нацистами и их местными пособниками в годы Второй мировой войны. Сегодня этот город, как и многие другие на Украине, принимает меры для восстановления этого наследия, ставит памятники, проводит мероприятия и рассказывает людям о том, что здесь происходило.

На протяжении десятилетий было нелегко обнаружить во Львове следы еврейской общины, однажды процветавшей, но затем уничтоженной нацистами и их местными пособниками в годы Второй мировой войны.

Сегодня этот город, как и многие другие на Украине, принимает меры для восстановления этого наследия, ставит памятники, проводит мероприятия и рассказывает людям о том, что здесь происходило.

«Это огромная часть нашей истории, и мы обязаны изучить все, как приятное, так и неприятное, — говорит Олег Березюк, депутат парламента и бывший вице-мэр Львова, крупнейшего города Западной Украины. — Это признак зрелости нации — готовность признать это, как свою собственную трагедию».

Эта история практически незаметна, и остатки еврейской жизни исчезают. Две стены, оставшиеся от здания синагоги «Золотая Роза», построенной в XVI веке и взорванной нацистами, скрыты за забором. На месте средневекового еврейского кладбища развернулся рынок. Территория бывшего концлагеря отдана во власть природы.

Падение Железного Занавеса и открытость Западу подтолкнула некоторые государства региона к пересмотру своей истории, а также к сохранению и восстановлению остатков своего еврейского наследия.

В Польше увековечивание памяти о Холокосте началось с относительно скромных проектов, постепенно распространившихся по всей стране с помощью еврейской общины, говорит София Дьяк, директор львовского Центра городской истории Восточной и Центральной Европы.

Сейчас такие проекты распространяются и на Украине при поддержке как общественных, так и частных спонсоров, в том числе, Американского еврейского комитета и правительства Германии.

Стремление к увековечиванию памяти появилось в критическое для страны время, когда Украина стремится сблизиться с Европой, сопротивляясь российской военной интервенции на свою территорию.

Одновременно Москва обвиняет Украину в возрождении фашизма в виду присутствия на политической арене крайне правых сил и их участия в боевых действиях против пророссийских сепаратистов.

На территории современной Украины во время Второй мировой войны были убиты примерно миллион евреев. В советские времена геноцидальный характер Холокоста игнорировался, а жертв называли «советскими гражданами» и «мирными жителями».

© CC0 / Public DomainЖертвы бойни в Каунасе 25—27 июня 1941 года
Жертвы бойни в Каунасе 25—27 июня 1941 года


После обретения независимости в 1991 году Украина сосредоточилась на возрождении прежде запрещенных национальных историй, в том числе, о бойцах, считающихся героями за их сопротивление русским и нацистам. Но многие из украинских националистов одновременно сотрудничали с германскими нацистами и были причастны к убийствам евреев.

Несколько украинских политических движений и военизированных формирований сегодня приняли символику и флаги националистов, и Россия утверждает, что это явление говорит о всей стране.

«Не имея ясной истории, люди искажают ее, — заявил Яаков-Дов Блейх, видный раввин из Украины. — На Украине уважают националистов не за то, что они убивали евреев, а за то, что они боролись за независимую Украину».

Становясь «более европейской и более демократической», Украина начала пересматривать свое прошлое, говорит он.

Львов, город с 720-тысячным населением, крупнейший центр Западной Украины, стал лидером этой тенденции. Новый проект предлагает превратить район, гд когда-то стояла синагога «Золотая Роза», в открытое зеленое пространство, большую редкость среди бурлящих мощеных улиц городского центра.

Забор, автомобильную стоянку и веранду ресторана уже убрали. Строительные работы планируется завершить к осени. В комплексе будут установлены каменные таблички с историческими высказываниями львовских евреев из всех слоев общества.

Проект пользуется поддержкой местных властей. Муниципалитет выделил треть от общей суммы 300 тысяч евро на создание комплекса. Но критики говорят, что проект не уважает религиозную значимость места или заходит слишком далеко.

Еврейский активист из Львова Мейлах Шейхет предпочел бы видеть восстановление синагоги «Золотая Роза», а не просто увековечивание памяти о ней.

«Мы хотим восстановить историю, чтобы показывать терпимость и наводить мосты. Нам не нужны мемориалы, на которымх люди будут рыдать», — сказал он.

Местные еврейские организации говорят, что во Львове сегодня проживают несколько тысяч человек с еврейскими корнями, и большинство из них ведут светский образ жизни. Во Львове восстановлена одна синагога.

София Дьяк из Центра городской истории, участвующего в проекте, полагает, что синагога «Золотая Роза» однажды может быть отстроена заново, но на данный момент стоимость таких работ слишком высока.

Мейлах Шейхет, директор украинского отдела базирующегося в Вашингтоне Союза еврейских советов стран бывшего СССР, несколько лет провел в судебных битвах против застройщиков и местных властей, пытаясь сохранить еврейское наследие.

По его мнению, нынешний проект «Золотой Розы» носит, скорее, характер коммерческого развития площади. Хорошо известный ресторан с еврейской тематикой, расположенный поблизости, неоднократно подвергался критике, в том числе, со стороны Шейхета, некоторых посетителей и еврейских изданий, за то, что использует стереотипы и прибегает к странным трюкам, например, предлагает поторговаться за счет.

Представитель местных властей сказал, что проект не допустит застройку территории отелями и ресторанами.

София Дьяк говорит, что расположенный в центре города район должен направлять на мысли о мультикультурной истории Львова, на протяжении столетий входившего в Польшу и Габсбургскую империю.


«Официальное направление в украинских учебниках истории крайне украиноцентрично. Проект предоставляет возможность взглянуть на нашу историю с другой стороны», — считает она.

Еще одна инициатива предусматривает возведение памятников на местах массовых погребений. Поставлены мемориалы во Львове и пяти окрестных деревнях в 2015 году, и планируется поставить еще пять.

Школьники писали сочинения на конкурс, и все деревенское население приходило послушать речи на церемонии установления мемориальных досок.

«Люди должны знать, что в истории Украины были герои, жертвы и преступники», — говорит Анатолий Подольский, директор Украинского центра изучения Холокоста, помогающий просвещать учителей в этом вопросе.

Украина планирует организовать в сентябре массовые мероприятия по случаю 75-й годовщины событий в Бабьем Яре, где вскоре после захвата Киева нацистами за два дня были убиты 30 тысяч евреев.

Правительство выделило 30 миллионов гривен (1,2 млн долларов) на строительство памятника погибшим, а также украинцам, спасавшим евреев. Организаторы надеются, что в результате им удастся надолго привлечь внимание к этому месту.

«Сейчас есть определенное стремление, но этого недостаточно, — говорит раввин Блейх. — Никогда не поздно».