Пусть Эрдоган сколько угодно считает себя «политическим наместником» исламских стран, а тем временем Марокко, Алжир и Тунис заключили многомиллиардные оружейные контракты с Россией. Эти страны увидели, что их безопасность оказалась под угрозой, и зачастили в Москву, набравшись смелости после того, как Россия поддержала Сирию.
Военное сотрудничество России и мусульманских государств, прежде всего в Северной Африке, постепенно развивается. Для Марокко, Туниса и Алжира — стран, которые находятся под угрозой джихадистского насилия и по этой причине хотят усилить свои системы безопасности — Россия стала «центром притяжения» в силу своего успеха в Сирии.
Одни из самых благоприятных отношений связывают Россию с Марокко. В марте этого года король Марокко Мухаммед VI посетил Москву. Это снова был не просто визит. В ходе каждого визита заключаются новые соглашения, расширяются сферы сотрудничества. По данным 2014 года, Россия занимает девятое место среди торговых партнеров Марокко. Россия также стремительно наращивает свои инвестиции в Марокко, полагая, что эта страна обладает стабильным политическим режимом. Два года назад Марокко посетила российская делегация во главе с заместителем министра энергетики России Юрием Сентюриным. Значение этого визита повышал тот факт, что он стал частью энергетической стратегии Марокко. Конкуренты России в Марокко — это, безусловно, США, ЕС и Китай.
Нет ничего, что бы ни покрывала торговля. На самом деле в международной политике Россия и Марокко находятся по разные стороны баррикад. Марокко чинит разного рода неприятности правительству Асада в Сирии. В Йемене Марокко входит в военный альянс во главе с саудовским королевством и выступает против хуситов. Тем не менее для обеспечения собственной безопасности эта страна нуждается в развитой оружейной промышленности России.
Тунис и Алжир
Можно сказать, что поворот Туниса в сторону России произошел после атаки ИГИЛ на тунисский город Бен Кардан близ ливийской границы. Во время нападения на полицейские и военные объекты города погибло больше 50 человек, большинство из них — мирные жители. Первые признаки российско-тунисского сотрудничества проявились в торговой сфере. Российская таможня стала применять пониженные тарифы для тунисских товаров. Также были сделаны шаги на пути к развитию военного сотрудничества между Тунисом и Россией.
Алжир, на арене которого еще совсем недавно процветало жестокое джихадистское насилие, начал принимать суровые меры в области безопасности. В прошлом году Алжир приобрел у России дюжину истребителей Су-32 «Сухой» и доказавших свою полезность в Сирии военных самолетов Су-34 стоимостью 500-600 миллионов долларов. Алжир, купивший также ударные вертолеты Ми-28НЭ, не преминул нарастить воздушно-транспортный потенциал своих ВВС. С этой целью он приобрел военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А «Илюшин».
Не так давно Россия обеспечила Алжир спутником, который позволит проводить мониторинг ситуации на границах с Тунисом, Ливией, Мали, Нигером. Если потребуется, снимками со спутника Алжир будет делиться со своим соседом Тунисом.
Причина, по которой Москва становится центром притяжения, заключается в том, что она предлагает гораздо больше, чем США и Запад, неохотно обменивающиеся развединформацией с этими странами. Ее предложения более приемлемы: это опыт, приобретенный в борьбе с джихадистским насилием, а также обмен полученными разведданными с этими государствами.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, за последние десять лет импорт оружия и боеприпасов в Алжир и Марокко вырос на 19%, и это крупнейшие покупатели оружия в регионе. 56% всех продаж оружия в Африку приходится именно на эти страны.
36% годовых продаж российской фирмы «Рособоронэкспорт» на сумму 15 миллиардов долларов пришлось на Ближний Восток и Северную Африку.
Вопреки прогнозам, участие России в войне против салафитских групп в Сирии по призыву сирийского правительства не наткнулось на недовольство в мусульманских странах на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Россия находится в положении глобальной силы, с которой мусульманские страны, считающие, что их режимы в опасности, пытаются развивать военное сотрудничество.
***
Россия: мы можем выйти из договора СНВ-III
Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров отметил, что Москва может выйти из заключенного с США Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III, START).
США активируют в Румынии ПРО Aegis стоимостью 800 миллионов долларов. На специальной церемонии в польском городе Редзиково объявят о другой стадии американского проекта ракетного щита, которая будет введена в эксплуатацию в 2018 году.
Озеров, прокомментировавший шаги США в Румынии и Польше в интервью Sputnik, подчеркнул, что размещение новых систем ПРО в Восточной Европе может стать причиной, по которой Россия выйдет из договора START.
«Безусловно, это совсем крайняя мера, и, я надеюсь, дело до нее не дойдет. Но неслучайно российский парламент, ратифицируя новый договор, сделал оговорку о том, что развертывание элементов ПРО может стать одной из причин выхода России из договора», — отметил он.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков расценил активацию комплекса ПРО США в Румынии в качестве «угрозы национальной безопасности России».