Два года назад Игорь Стрелков был самой известной фигурой войны на востоке Украины. Бывший офицер российских служб безопасности с короткими седеющими усами и любовью к реконструкциям исторических событий, в апреле 2014 года Стрелков возглавил операцию по захвату Славянска, которая стала началом вооруженного конфликта в этом регионе.
В Киеве его считали жестоким и беспощадным преступником — кремлевским агентом, посланным Москвой, чтобы спровоцировать хаос на Украине. В России его изображали доблестным героем войны, который возглавил силы местного ополчения в их борьбе против Киева. Его часто видели в коридорах штаб-квартиры ополчения в Донецке с пистолетом Сечкина в винтажной деревянной кобуре на поясе и в сопровождении вооруженных до зубов телохранителей.
Спустя два года, во время интервью в своем маленьком московском офисе, он показался совершенно другим человеком. Одетый в гражданскую одежду и немного располневший, он в течение всего разговора гладил своего гигантского мейн-куна, который лежал перед ним на столе. В последние несколько недель Стрелков стал выступать с критикой в адрес самого хозяина Кремля, несмотря на то, что теперь у него нет армии для подкрепления его слов.
«В последнее время Путин и его окружение делают шаги, которые, с моей точки зрения, неизбежно приведут к краху системы, — сказал Стрелков. — Мы пока не знаем, как, мы не знаем, когда, но мы уверены, что она рухнет, и скорее раньше, чем позже».
Стрелков, которого в августе 2014 года Кремль отозвал с востока Украины, — по слухам, из-за того что он стал приносить больше вреда, чем пользы — попал в своеобразную сумеречную зону, поскольку ему не позволили вернуться в зону конфликта и не дали возможности сотрудничать с контролируемыми государством СМИ. Спустя два года молчания бывший образцовый представитель пророссийской идеологии на прошлой неделе выступил с резкой критикой в адрес президента Владимира Путина и предсказал, что в ближайшем будущем в России начнутся массовые волнения и кровопролитие.
Стрелков, чья настоящая фамилия — Гиркин, считает, что в 2014 году Путин в решающий момент заколебался, побоявшись навсегда разрушить связи России и Запада. Будучи радикальным националистом, уверенным, что Россия должна захватить все те земли, на которых проживают этнические русские, и считающим украинцев русскими, «говорящими на другом диалекте», Стрелков заявил, что Путин совершил фатальную ошибку, остановившись после аннексии Крыма.
«Он перешел Рубикон, а затем неожиданно и нелогично остановился. Он не отступил, но и не пошел вперед. У него нет никаких идей, и, по всей видимости, он ждет чуда. Он застрял в болоте».
Стрелков, который изучал историю и старается быть похожим на белых офицеров, сражавшихся с большевиками в гражданской войне, попал в международный санкционный список в связи со своим участием в войне на Украине. На прошлой неделе член парламента Польши Мальгоржата Госевска (Małgorzata Gosiewska) представила Международному трибуналу в Гааге доклад о его военных преступлениях и надеется, что против него будет начало расследование.
Стрелков не отрицает, что приказывал расстреливать людей за мародерство, но он настаивает, что казни были законными, и что они проводились в соответствии с советскими законами военного времени.
«Я был единственным человеком, который проводил суды, а не просто расстреливал людей. У нас было три судьи, военный прокурор и адвокат, и вердикты о невиновности тоже выносились», — рассказал он.
«В условиях войны без жесткой дисциплины и без мстящего меча правосудия ситуация быстро выйдет из-под контроля. Когда я был командиром, ничего такого не было. Все солдаты знали, что, если они совершат преступление, они будут наказаны так же жестко, как и враги — если не жестче. Это очень помогало поддерживать дисциплину».
Пока остается неясным, насколько деятельность Стрелкова на востоке Украины координировалась Кремлем. Во время аннексии Крыма, в которой Стрелков участвовал, российская военная операция была тщательно спланирована. Однако, по мнению некоторых, когда конфликт переместился на восток Украины, Стрелков стал в гораздо большей степени действовать по собственной инициативе, поддерживая контакт со своими коллегами и кураторами в Москве, но не следуя их приказам. Он был добровольцем в Приднестровье и Боснии в начале 1990-х годов, он принимал участие в обеих чеченских войнах в качестве офицера ФСБ. По его словам, он ушел со службы в регулярных войсках в 2012 году после «личного конфликта», о деталях которого он отказался рассказать.
«В основном я действовал независимо», — подчеркнул он, говоря о своей роли на востоке Украины. По его словам, он использовал свои контакты в Москве, призывая к полномасштабному военному вторжению России, но скоро стало ясно, что этого не случится. Россия отрицает участие ее военных в конфликте на востоке Украины, хотя в декабре Путин признал, что в этом регионе были люди, которые «выполняли определенные задания». Стрелков отказался прокомментировать степень вовлеченности российских властей в этот конфликт, сказав лишь, что «вы можете сделать собственные выводы».
Существует множество доказательств того, что Россия оказывала финансовую и военную поддержку ополченцам и что российские регулярные войска вмешивались в конфликт в критические моменты. По словам некоторых источников из среды сепаратистов, отзыв непредсказуемого Стрелкова с востока Украины был одним из условий Кремля, прежде чем Москва согласилась отправить туда свои войска, чтобы нанести сокрушительное поражение армии Украины под Иловайском в 2014 году.
Как только Стрелкову приказали покинуть Украину в августе 2014 года, Кремль внес его в «черный список» — неофициальный список людей, которым ни при каких обстоятельствах нельзя давать возможность выступить на государственном телевидении. Большинство представителей оппозиции тоже попали в этот список.
«Для них я весьма неудобная фигура, они не знают, что со мной делать. Я герой или террорист? Они не могут арестовать и посадить меня в тюрьму, потому что это будет означать, что они поддались Западу, назвав меня террористом. Но оказывать мне почести они тоже не могут. Поэтому я и оказался в этой странной ловушке».
Сейчас никто не хочет разговаривать с бывшим командиром ополчения в Донецке: даже те журналисты, которые выразили свою заинтересованность в этом, позже отказывались от интервью, объясняя это тем, что им посоветовали не говорить с ним.
«Властям не нужны независимые политики и люди, которые мыслят свободно, и неважно, к какому лагерю они принадлежат. Им не нужны даже свободно мыслящие сторонники», — отметил Стрелков. Тот манифест, с которым он выступил на прошлой неделе, сочетает в себе удивительно либеральные обещания свободы слова и честных выборов и имперскую риторику о расширении территорий России и о защите русских в бывших советских республиках.
«Мы можем казаться маргиналами, но большевикам хватило всего 1% населения, чтобы все изменить в 1917 году, — сказал Егор Просвирнин, который ведет националистический блог и который подписал декларацию вместе со Стрелковым и еще несколькими националистами. — Ситуация может поменяться очень и очень быстро».
Стрелков и его группа блогеров-националистов и оппозиционных политиков действительно кажутся маргинальными фигурами. Но национализм является мощной политической силой в России, и многие сейчас считают, что будет сложно погасить огонь, который Москва разожгла на востоке Украины в 2014 году, хотя сейчас Кремль, судя по всему, пытается найти дипломатический выход, который позволил бы ему продолжать вмешиваться во внутренние дела Украины.
«Кремль очень боится националистов, потому что они применяют ту же самую имперскую риторику, что и Путин, но у них это получается гораздо лучше, — считает Алексей Навальный, борец с коррупцией и оппозиционный политик. — Именно поэтому националисты оказываются в тюрьме — даже те, кто поддерживал Путина. Они пытались целовать ему ноги, а он их оттолкнул».
По мнению других, такие фигуры, как Стрелков, после нескольких месяцев, проведенных в 2014 году в лучах внимания и славы, обречены оставаться за кадром до конца своих дней, обращаясь к небольшим группам националистов во время своих поездок по стране, но не имея никакой возможности заручиться всеобщей поддержкой. Сам Стрелков утверждает, что он не планирует бороться за какие-либо выборные должности, однако добавляет, что, вполне возможно, его время еще придет.
«Мы не планируем разжигать революцию, чтобы свергнуть Владимира Путина. Приняв участие в пяти войнах, я очень хорошо знаю, чем грозит крах власти и инфраструктуры в крупных городах. Никто этого не хочет, и я в том числе. Но, к сожалению, это может оказаться неизбежным».