Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что ждет Европу после британского референдума

© РИА Новости Алекс Макнотон / Перейти в фотобанкСторонники членства в Евросоюзе во время митинга на Трафальгарской площади
Сторонники членства в Евросоюзе во время митинга на Трафальгарской площади
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Двадцать третьего июня в Британии пройдет референдум о том, стоит ли стране и дальше оставаться в Евросоюзе. Если большинство британцев проголосуют против, над ЕС нависнет угроза дальнейшей дезинтеграции. Но даже если Британия пока останется в ЕС, это не значит, что проблема решена. Голосование за то, чтобы остаться, совсем не означает, что британцы готовы сохранить статус-кво.

Двадцать третьего июня в Британии пройдет референдум о том, стоит ли стране и дальше оставаться в Евросоюзе. Если большинство британцев проголосуют против, над ЕС нависнет угроза дальнейшей дезинтеграции. Но даже если Британия пока останется в ЕС, это не значит, что проблема решена. Голосование за то, чтобы остаться, совсем не означает, что британцы готовы сохранить статус-кво. Поэтому какими бы ни оказались результаты голосования, британский референдум в любом случае будет иметь серьезные последствия для всей Европы.

Выход Британии из ЕС плох для всех. Сама Британия серьезно пострадает, если будет отрезана от единого рынка ЕС и выйдет из общеевропейских торговых соглашений. Но и другие страны Европы столкнутся с серьезными экономическими, финансовыми и политическими последствиями.

В экономическом смысле сильнее всего пострадают главные торговые партнеры Британии — Нидерланды, Ирландия и Германия. В финансовом плане главными жертвами, вероятно, станут страны Центральной и Восточной Европы. Чистые взносы Британии в бюджет Евросоюза в 2015 году составили 11 миллиардов евро, и сокращение этих взносов, не говоря уже о полной их ликвидации, негативно скажется на этих странах, крупнейших нетто-получателях субсидий из бюджета ЕС.

В политическом смысле выход Британии грозит хаосом как минимум в краткосрочной перспективе, потому что даже у сторонников выхода нет четкого представления, как потом выстраивать отношения с Европой. Вряд ли Лондон согласится на норвежский формат, при котором Британия сохраняет доступ к единому рынку, но при этом должна соблюдать законодательство ЕС и платить взносы в европейский бюджет. А более радикальный разрыв означает, что в Британии прекратят действовать тысячи законодательных актов, к чему британское правительство пока совершенно не готовилось.

Тут нет простых и быстрых решений и для Евросоюза. Несколько европейских правительств неизбежно займут жесткую позицию в переговорах о выходе Британии, хотя бы для того, чтобы помешать другим странам покинуть Евросоюз. Европе будет не хватать британцев — их либерализма, их влияния в международных делах, прагматизма и чувства юмора. Не хотелось бы, чтобы в ЕС начали доминировать романские страны с их склонностью всегда и везде увеличивать роль государства.

Но что, если Британия проголосует за то, чтобы остаться в ЕС? Безусловно, в правительственных кабинетах и корпоративных залах заседаний тогда вздохнут с облегчением. И появится сильное искушение признать такой исход успешным, вычеркнуть британский вопрос из повестки дня, вернуться к нормальной жизни. В конце концов, в Евросоюзе хватает кризисов и без британского выхода.

Но поддаваться этому искушению опасно. 23 июня — момент истины для всей Европы. Он заставит европейцев признать, насколько непопулярным стал Евросоюз и насколько они не уверены в правильности выбранного пути. Даже те в Британии, кто агитирует за то, чтобы остаться в ЕС, напирают не столько на общеевропейские ценности, сколько на страх перед экономическими последствиями разрыва.

И не только британцы враждебно настроены к ЕС: партии евроскептиков набирают силу по всей Европе. И вскоре этот вопрос снова выйдет на первый план: другие страны ЕС захотят получить такие же уступки, каких добился британский премьер Дэвид Кэмерон в феврале 2016 года. И все это будет подрывать основы единой Европы.

Какими бы ни были результаты британского референдума, европейцам придется ответить на два вопроса. Во-первых, по какому пути интеграции следует двигаться в дальнейшем? Должны ли ведущие страны сейчас попытаться создать что-то типа ядра ЕС с более высокой степенью интеграции? Политики во многих странах (например, в Нидерландах, недавно проголосовавших против соглашения об ассоциации с Украиной) уверены, что при нынешних настроениях европейцев ни о каком углублении интеграции союза говорить не стоит. Такая попытка только еще сильнее размоет единство ЕС.

Во-вторых, как переубедить евроскептиков? Очевидно, что структуры ЕС должны стать менее забюрократизированными, должны проявлять больше уважения к национальной и региональной идентичности, к огромному разнообразию культур в Евросоюзе. Но еще важнее, чтобы европейские власти предпринимали больше усилий для повышения благосостояния европейцев. А это значит, что нужны экономический рост и рабочие места, прежде всего для молодых людей. Необходимые реформы очевидны: снижение и упрощение налогов, открытие рынка труда. Но в краткосрочной перспективе провести такие реформы трудно, для этого требуются политическая воля, смелость и настоящее лидерство.

Чем бы ни кончился британский референдум, он будет иметь немало негативных последствий для будущего Европы. Увы, маловероятно, что европейские политики воспримут его как реальный сигнал тревоги. Но если продолжить игнорировать эти проблемы, то европейцы дорого за это заплатят.

Юрген Гроссманн — предприниматель, основатель ассоциации «Единая Европа» (United Europe)