Прогноз

— Продление санкций ЕС до конца 2016 года практически гарантировано, но во втором полугодии Москва будет работать над тем, чтобы в 2017 году их ослабили.

— Для противодействия санкциям Россия будет использовать в своих интересах разногласия в Евросоюзе, которые после Брексита только усилятся.

— Москва будет действовать осторожно, чтобы не провоцировать своих европейских противников до следующего голосования по санкциям.

Анализ

Европа — не единственный регион, на который повлияло решение Великобритании выйти из ЕС. Это решение также окажет значительное влияние и на Россию — особенно в тех сферах, в которых действуют санкции. Поскольку европейский континент в основном занят вопросами миграции и сокращением негативных последствий Брексита, у него, вероятно, будет меньше ресурсов, которые можно было бы использовать для решения проблем за пределами Европейского Союза — в частности на Украине, в Сирии и Нагорном Карабахе, то есть, во всех регионах, где большую роль играет Россия. Кроме того, Европейский Союз, скорее всего — по крайней мере, в ближайшей перспективе — будет проявлять меньший интерес к продвижению на постсоветском пространстве своих интеграционных политических и экономических проектов, например, программы «Восточное партнерство».

Санкции: источник раздражения России

Особое значение для России имеют введенные против нее санкции, и Москве хотелось бы, чтобы Европа их отменила. Евросоюз впервые ввел санкции в марте 2014 года — примерно в то время, когда участники референдума в Крыму решили выйти из состава Украины и присоединиться к России. Референдум был проведен в ответ на произошедшее в феврале 2014 года восстание Евромайдана, в результате которого был свергнут тогдашний президент Виктор Янукович, союзник России, в пользу нового прозападного правительства. Когда Европейский Союз принял первоначальные санкции, они распространялись только на 21 человека в России и на Украине, которые имели отношение к референдуму в Крыму. Начиная с мая 2014 года, Европейский Союз принял новые санкции, связанные с восстанием на востоке Украины при поддержке России. Эти санкции начинались как ограничительные меры в отношении имеющих к этому отношение физических лиц, а к сентябрю 2014 года — когда боевые действия активизировались, и после того, как был сбит самолет малайзийских авиалиний, выполнявший рейс MH17 — они были расширены и распространены на компании и более широкие секторы российской экономики. После единогласного введения санкций государства-члены ЕС рассматривают их каждые полгода, договорившись о продлении санкций в июне 2015 года, в декабре 2015 года и вновь — в июле 2016 года.

Оставляя санкции в силе, Евросоюз сохраняет солидарность с прозападным правительством Украины и оказывает давление на Россию на протяжении более двух лет. Но недавно появились признаки того, что единство блока по данному вопросу начитает ослабевать. Даже до референдума о выходе Великобритании из ЕС некоторые из дружественных России стран Евросоюза — включая Италию, Грецию и Венгрию — настаивали на более широкой дискуссии и дебатах о продлении санкций в отношении России. Лидеры этих стран выступили против автоматического продления санкций, а итальянский премьер-министр Маттео Ренци даже стал одним из организаторов недавнего экономического форума в Санкт-Петербурге вместе с президентом России Владимиром Путиным. Конечно же, пророссийских настроений недостаточно, чтобы нарушить единство ЕС при конкретном голосовании. Тем не менее, это свидетельствует о растущей неопределенности в отношении будущих санкций — независимо от того, подчинится ли Москва требованиям Евросоюза по выполнению минских соглашений.

Намечающаяся возможность


Наилучшей проверкой единства ЕС будет согласование условий выхода Великобритании из блока. Поскольку Европейский Союз уже принял решение о продлении санкций до конца года, разногласия на континенте скажутся на России не сразу. Тем не менее, они повышают вероятность того, что устоявшееся единодушие Европейского Союза в отношении санкций может исчезнуть, когда наступит время следующего голосования — вероятно, в январе 2017 года. Соединенное Королевство было одним из самых больших сторонников сохранения сильного экономического давления на Россию. Теперь, когда его статус в ЕС неясен, другие страны могут проявить большую готовность отступить от его позиции — а Россия готова воспользоваться любыми размолвками и разногласиями. С этой целью Москва, по всей вероятности, будет оказывать поддержку кампаниям за выход из ЕС под руководством таких евроскептиков, как Марин Ле Пен во Франции и Герт Вилдерс в Нидерландах, а также активизирует лоббирование своих интересов, используя «тактику улыбок и обаяния» в отношении стран, более критично относящихся к санкциям.

Даже в этом случае Москва при использовании разногласий в своих интересах будет действовать осторожно, хорошо зная, что любой предпринятый ею серьезный шаг — будь то поддержка военного наступления на Украине или попытка слишком настойчиво влиять на принятие решений ЕС — может иметь негативные последствия и повысит решительность ЕС в действиях против нее. Кроме того, Россия не защищена от экономических последствий Брексита, который привел к обвалу мировых рынков. Несмотря на санкции, Россия и ЕС по-прежнему ведут между собой торговлю и финансовую деятельность — хотя и на более низком уровне. Российская экономика и без того уже страдает от последствий падения цен на нефть, и серьезный политический и финансовый кризис, распространяющийся по всей Европе, не в интересах Москвы. Поэтому, даже при том, что Москва попытается воспользоваться разногласиями и раздорами в Европе до наступления следующего голосования по санкциям, она будет действовать осторожно, чтобы не переусердствовать с усилением своего влияния.