Одним из непредвиденных последствий выхода Соединенного Королевства из Евросоюза стало то, что Европейское сообщество приостановило прием новых членов в свои ряды. 27 июня 2014 года Киев подписал договор об ассоциации с Евросоюзом в надежде на то, что в конечном итоге это позволит ему стать членом Европейского сообщества уже к 2020 году. Петр Порошенко, который в тот момент только вступил в должность президента страны, назвал соглашение 2014 году «первым, но самым важным шагом» по направлению к вступлению в Евросоюз.
1 января 2016 года Украина стала частью глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Это соглашение предоставляет отдельным секторам украинской экономики доступ к внутреннему единому рынку Евросоюза. Оно также гарантирует европейским инвесторам, вкладывающим средства в эти секторы, ту же нормативно-правовую среду, которая в настоящее время существует внутри Евросоюза.
Подобные соглашения были также подписаны с Молдавией и Грузией. Это соглашение призвано приблизить украинскую экономику, а также ее политическую и правовую системы к стандартам Евросоюза и подготовить почву для формального вступления Украины в ЕС.
Однако теперь, в свете решения Соединенного Королевства покинуть Евросоюз, все надежды на вступление Украины в Евросоюз пришлось отложить на неопределенный срок.
Между тем, Москва продолжает напоминать Киеву о его стратегической уязвимости, провоцируя рост напряженности в отношениях с Украиной. 11 августа президент России Владимир Путин обвинил Украину в организации наступления на Крым, в рамках которого специально обученные диверсанты якобы проникли на полуостров, чтобы нанести удар по ключевым объектам инфраструктуры.
Россия заявила, что в ходе захвата членов группировки погиб один российский солдат и один сотрудник ФСБ. Путин воспользовался этим якобы имевшим место инцидентом, чтобы отказаться от участия России в запланированной встрече нормандской группы, на которой стороны должны были обсудить ход выполнения условий Минского мирного соглашения.
Представители украинского правительства назвали заявления России фантазиями и обвинили Путина в сознательной эскалации напряженности в двухлетнем конфликте между двумя странами. Между тем Кремль объявил о том, что российский флот проведет «военные игры» в Черном море. Спустя несколько дней Кремль также заявил, что он развернет в Крыму зенитные ракетные системы большой и средней дальности С-400 «Триумф» и проведет дополнительные военные учения у своей восточной границы с Украиной.
Согласно сообщениям источников из Пентагона, Россия разместила примерно 40 тысяч военнослужащих, а также танки, бронетранспортеры и авиационные формирования в восьми районах базирования вдоль украинской границы. Кроме того, по некоторым данным, в учениях также примет участие неизвестное число военных, находящихся сейчас в тыловых районах.
Намерения России пока неясны. Заявленные учения могут оказаться всего лишь очередным актом «бряцания оружием» со стороны Москвы, но они также могут послужить началом будущего вторжения на Украину. Россия провела подобные военные учения накануне захвата Крыма, 27 февраля 2014 года. Более того, Кремль уже неоднократно совершал подобные акты, которые служили как прелюдией к переговорам, так и началом военных вторжений.
Суть заключается в том, что сейчас в экономическом и дипломатическом смысле Киев фактически оказался на ничейной территории, между Россией и Евросоюзом, зависит от обеих сторон и не входит в состав ни одного, ни другого блока. В настоящий момент на долю России приходится одна шестая объемов внешней торговли Украины, на долю Евросоюза — одна третья, а оставшаяся часть распределяется между несколькими другими странами.
Для Кремля Украина имеет слишком большое стратегическое значение, чтобы он мог позволить ей стать полноценным членом Евросоюза или НАТО. В идеале Россия хотела бы видеть на Украине пророссийское правительство, но она готова согласиться на правительство, придерживающееся нейтралитета. Прозападное правительство, интегрированное в Евросоюз и НАТО — как в случае бывших членов Варшавского договора в Восточной Европе — для России попросту неприемлемо.
Кремль ясно дал понять, что за предложением Украине вступить в НАТО немедленно последует вторжение России. Эта угроза заставит большинство членов НАТО скорее выступить против членства Украины в этом военном альянсе, чем рискнуть и оказаться в положении, когда им придется защищать нового члена НАТО от российского вторжения.
Рассматривает ли Россия возможность вторгнуться на Украину во второй раз? Возможно, в конечном итоге да, но не сейчас. Во-первых, российской армии просто не хватит людей, чтобы вторгнуться и оккупировать Украину. Такое вторжение уничтожит все надежды на снятие с российской экономики санкций, введенных Евросоюзом и США. Оно также вдохнет новую жизнь в альянс НАТО, который в настоящее время испытывает трудности с определением своей роли и миссии в мире.
Ограниченное вторжение — скажем, оккупация Одессы и/или участков черноморского побережья между Одессой и Крымом — будет в большей степени достижимым в военном смысле, однако оно повлечет за собой те же самые последствия, что и полномасштабное вторжение.
Скорее всего, очередной эпизод бряцания оружием — часть более масштабной стратегии России, которая призвана дестабилизировать Украину путем чередования мер, направленных на заключение мира, и шагов, способных в перспективе привести к возобновлению боев. Эта стратегия включает в себя недвусмысленные намеки в адрес Евросоюза и НАТО о том, что заигрывания с Киевом могут в конечном итоге втянуть их в самую настоящую горячую войну.
Более того, отсутствие решительного ответа на российскую эскалацию напряженности со стороны НАТО и США позволяет Кремлю транслировать бывшим советским республикам и клиентам в «ближнем зарубежье» такое же недвусмысленное послание о том, что в случае опасности им не стоит надеяться на помощь Европы, на США или НАТО.
Вполне возможно, что в данном случае на карту поставлен еще и авторитет Владимира Путина в Кремле. За последние несколько недель Путин существенно изменил состав своего ближайшего окружения, проведя то, что некоторые аналитики охарактеризовали как чистку. Он внезапно заменил своего давнего соратника Сергея Иванова на посту главы администрации Антоном Вайно.
Кроме того, за последние несколько недель множество высокопоставленных чиновников лишились своих постов, и некоторые из них — под предлогом обвинений в незаконной деятельности. Бряцание оружием на Украине позволяет Путину проецировать образ силы и влияния, несмотря на то, что в конечном итоге это может оказаться блефом.
Некоторые представители российской элиты в частных беседах обвиняют Путина в том, что он неправильно повел себя в условиях кризиса на Украине. За период времени с 2012 по 2016 год на место пророссийского правительства Киеве пришло прозападное правительство. Под контролем России остались только Крым и восточная часть Украины.
Нет никаких сомнений в том, что США и их союзники несут ответственность за разжигание и частичное финансирование протестов Евромайдана, обернувшихся революцией 2014 года. Однако этих протестов вообще не было бы, если бы пророссийское правительство Виктора Януковича не перешло границы в своих попытках еще больше сблизить Украину с Россией.
Помимо сохранения чрезвычайно напряженной атмосферы Россия не добилась никаких значимых результатов на Украине после вторжения в 2014 году. Украинская армия успешно сдерживает сепаратистов, хотя ей пока не удалось отвоевать удерживаемые ими территории. Сепаратисты смогут существенно расширить свои анклавы только при условии мощной поддержки российских военных.
Между тем, введение экономических санкций против России произошло как раз в тот момент, когда российская экономика несла убытки из-за падения мировых цен на нефть. Санкции сохранились дольше, чем изначально предполагал Кремль, и в совокупности с низкими ценами на нефть они нанесли тяжелый удар по российской экономике.
За последние два года курс рубля упал с 36 до 63 рублей за доллар. Почти все иностранные инвесторы покинули Россию, объемы экономики сократились, а уровень жизни населения существенно снизился.
В конечном итоге стратегия России в отношении Украины будет диктоваться двумя временами противоречащими друг другу задачами: необходимостью добиться снятия экономических санкций с России и необходимостью добиться того, чтобы правительство в Киеве было либо — в идеале — пророссийским, либо — в худшем случае — нейтральным.
Военное вторжение может способствовать достижению второй цели, но при этом усугубить экономические проблемы России. По этой причине военный вариант является наименее желательным, и Москва прибегнет к нему, только если увидит, что Киев окончательно ускользает из-под ее влияния, то есть вступает в НАТО или в Евросоюз.
Если не будет найдено политическое или дипломатическое решение, российская элита, возможно, предложит свою собственную версию «кнопки перезагрузки», отстранив Путина от власти, обвинив его в фиаско на Украине и предложив «нормализовать» отношения с Украиной, Европой и США.
Вероятнее всего, Кремль никогда не согласится вернуть Украине контроль над Крымом. Однако некий компромисс в вопросе статуса пророссийских сепаратистов в Донбассе и полное исполнение условий Минского соглашения в обмен на обещание Украины не вступать в НАТО и не становиться частью единого рынка Евросоюза, возможно, приведет к снятию санкций.
Более решительные военные шаги США в Восточной Европе и демонстрация того, что войска западных стран могут быть развернуты для отражения нападения России на Украину, заставят Россию отказаться от военного варианта решения конфликта. Такие шаги могут подтолкнуть Кремль к тому, чтобы начать поиски политического и дипломатического решения. Однако Россия может расценить их как значительную эскалацию со стороны США и предпринять некие превентивные военные шаги еще до того, как американские военные смогут на них отреагировать.
В конечном итоге, все будет зависеть от того, кто моргнет первым. Пока Владимир Путин отказывается поддаваться. Европа и США следуют его примеру, несмотря на колебания некоторых стран. Однако остается неясным, сумеет ли российская элита, чьи доходы серьезно пострадали в результате сложившейся тупиковой ситуации, продемонстрировать такое же упорство, какое демонстрирует Путин.