Сообщения о том, что Россия укрепляет противовоздушную оборону на Балтике, в Крыму и на Дальнем Востоке, наряду с желанием России сохранить свой глобальный статус, предполагают, что США и их союзники по НАТО должны воспринимать всерьез ее отказ от разворота в сторону Азии. Самые распространенные предположения о данном развороте, появившиеся в 2014 году после того, как западные страны ввели санкции против России за вторжение и расчленение Украины, не выдержали проверки временем.
Как страна с уникальным геполитическим положением (терминология Кремля) и евразийская держава, Россия не может повернуться только в одну сторону.
Но Азиатско-тихоокеанский регион относится к наиболее приоритетным, и Москва видит хорошие перспективы для сотрудничества со странами этого региона. Одновременно Россия надеется восстановить нормальные отношения с Европейским Союзом.
Попытки России укрепить отношения со многими государствами Азиатско-тихоокеанского региона отражают ее стремление сохранить большое влияние на международной арене. Но Россия отмахнулась от обсуждений ее стратегического поворота на восток — и не без оснований. Размещение российских ракет на Балтике, в Крыму, на Дальнем Востоке, и ее интересы в Европе, Западной Азии, Азиатско-тихоокеанском регионе и Арктике, показывают, что она пробует почву или пытается захватить плацдарм во всех четырех направлениях, как и в прошлом.
С военной точки зрения присутствие России в Азиатско-тихоокеанском регионе началось до событий на Украине в 2014 году. Тихоокеанский флот России — один из ее самых мощных, и ее контроль над Курильскими островами, оспариваемый Японией, свидетельствует, что Россия давно была и остается тихоокеанской державой.
Но единственная российская база в азиатско-тихоокеанском регионе находится во Вьетнаме.
С учетом ее евразийского положения, наличие российских баз в Казахстане, Киргизии и Таджикистане трудно считать разворотом в Азию. Базы в Белоруссии, Молдове (в частично признанной Приднестровской республике) и Крыму свидетельствует о повороте в сторону Европе, а база в Сирии — о повороте на Запад. Базы в Армении и Южной Осетии лежат непосредственно на южной границе России. Ничто из этого не свидетельствует о «развороте» к Азиатско-тихоокеанскому региону.
Российские и китайские интересы не всегда совпадают
С экономической точки зрения стремление президента Владимира Путина убедить иностранных инвесторов вкладывать средства в развитие российского Дальнего Востока было заметным с самого начала его прихода к власти в начале 2000-х годов. Россия приветствовала китайские инвестиции в этот регион. На другом уровне знаменитая сделка 2014 года о газе между Россией и Китаем на сумму 400 миллиардов долларов обсуждалась в течение десяти лет. Это вряд ли можно назвать быстрым поворотом в сторону Азии. Более того, в 2010 году Китай обошел Германию и стал крупнейшим торговым партнером России.
С другой стороны, российско-китайские экономические отношения не были свободны от проблем. Торговый оборот сократился с 88,8 миллиарда долларов в 2013 году (до украинского кризиса) до 61,4 миллиарда долларов в 2015 году. Это ненамного больше показателей за 2010 год и намного меньше, чем 100 миллиардов долларов — на такой торговый оборот рассчитывали обе страны в этом году. И после быстрой интерлюдии в течение двух лет, Саудовская Аравия обошла Россию в качестве основного поставщика нефти в Китай.
Вдобавок, разные образы мышления блокируют развитие двусторонних российско-китайских совместных предприятий на российском Дальнем Востоке. Китай утверждает, что большая часть препятствий создана российской бюрократией, устаревшими законодательными и административными механизмами, а также отсутствием рыночного мышления.
Путин признает тот факт, что США сегодня — единственная сверхдержава. Но Китай и Россию объединяет стремление бросить вызов глобальной силе США. Китай особенно оспаривает американское превосходство в Азии. У России и у Китая — немного друзей. Поэтому они могут быть полезны друг другу на глобальном уровне. Это одна из причин их несогласия с размещением американских ракет THAAD в Южной Корее. Россия не возражала против попыток Китая изменить баланс сил в Южно-Китайском море и поддерживала позицию Китая, согласно которой, разногласия по поводу морских границ следует урегулировать в двустороннем порядке. Но она не хочет вмешиваться в дела Южно-Китайского моря.
Москва также должна следить за тем, чтобы ее вероятное сближение с Китаем не отпугнуло государства АСЕАН, с которыми она рассчитывает развивать отношения, даже если России требуется проделать долгий путь для распространения своего влияния среди АСЕАН. Россия пытается усилить эти отношения с 2011 года (до украинского кризиса), в основном через сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, а также предлагая некоторым государствам АСЕАН оружие и энергоносители.
Россия предлагает оружие тем странам, которые боятся китайского бряцания оружием и экспансии КНР в Южно-Китайском море. Россия уже считается главным поставщиком оружия Вьетнаму. Оружейные сделки с Вьетнамом показывают, что Россия не принесет свои оборонные союзы в жертву китайским претензиям на районы Южно-Китайского моря. Вместе с тем, планируемые поставки Вьетнаму и Лаосу не изменят стратегический баланс сил в Азии.
Недавно военные корабли России участвовали в учениях в Брунее (где участвовали также американские корабли) и в Индонезии.
Но по сравнению с Европой (помните наращивание военных сил вокруг Украины?) Азиатско-тихоокеанский регион служит для Москвы стратегическим отклонением — сценой, на которой она не сможет играть главную роль.
Как насчет торговли? В 2015 году торговля между Россией и странами АСЕАН составляла менее 1% от общего торгового оборота этих государств. Российские инвестиции едва заметны в статистике АСЕАН и постоянно сокращаются.
На саммите Россия-АСЕАН в Сочи в минувшем мае государства АСЕАН сказали, что готовы рассмотреть предложение России по всеобъемлющему соглашению о свободной торговле между АСЕАН и Евроазиатском экономическом союзом, едином рынке с общим ВВП в 4 триллиона долларов.
Декларация Сочи свидетельствует о том, что и Россия, и АСЕАН заинтересованы в расширении сотрудничества, но не о том, что Россия станет стратегическим партнером АСЕАН. Российская неэффективно управляемая экономика вряд ли может служить примером для вдохновения азиатских экономических тигров.
Россия в целом остается экономическим легковесом в Азиатско-тихоокеанском регионе по сравнению с США и Китаем. Одновременно сближение Москвы с Пекином может помешать развитию отношений России с испуганными соседями Китая. В настоящее время Россия жонглирует несколькими мячами в Азии, но не может поймать ни один из них.
Простые факты — в том, что российский интерес к Азии обусловлен ее стремлением расширить свое влияние в регионе, а не желанием помочь Китаю утвердить свое превосходство в Азии, даже если Россия при этом возмущается американским военным превосходство в Азиатско-тихоокеанском регионе. Но Путин еще не участвовал в восточно-азиатском саммите, основном форуме по вопросам безопасности с участием лидеров государств региона.
Что же до Центральной Азии, в мае 2015 года Китай и Россия решили согласовать российский Евроазиатский экономический союз и китайский Шелковый путь. Но это не конечная цель для обоих государств. В частности, Китай не в восторге от желания России включить в ЕЭС Индию, Пакистан и Иран. Не имея возможности экспортировать что-либо, кроме оружия и энергоносителей, странам Центральной Азии, Россия не может дать больше инвестиций этим странам, чем Китай. Но они тоже хотят диверсифицировать экономические связи, взвесив возможность сотрудничать с Индией и Ираном в том числе. Но главное — в том, что историческое российское военное и политическое господство в регионе Китай не оспаривает.
Неудивительно, что министр иностранных дел России Сергей Лавров, желая скрыть трещины в проблематичных российско-китайских отношениях, говорит одновременно две вещи: он утверждает, что китайско-российские отношения достигли высочайшего уровня в исторической перспективе, и в то же время признает, что не существует согласия по всем вопросам. Отсутствие согласия между Россией и Китаем по многим азиатским вопросам означает, что они не в состоянии бросить серьезный вызов США, хотя и хотели бы уменьшить американское влияние в регионе.
Возможно, наивысшее значение имеют стратегические вопросы. НАТО и Россия считают друг друга своими главными угрозами, и российские вооруженные силы сконцентрированы в Европе и наращивают своей потенциал против НАТО.
Стратегические интересы сами по себе определяют смысл «разворота», и российские экономические и военные связи с азиатскими странами — слабые. Даже старинная военно-экономическая «дружба-дости» России с Индией заменяется военным и экономическим сотрудничеством Индии с США, а Россия тем временем продает все больше оружия врагам Нью-Дели — Китаю и Пакистану.
С учетом вышесказанного, азиатско-тихоокеанское направление вторично для России, желающей укрепить свой глобальный престиж. В реальности экономические и политические интересы вынуждают Россию уделять основное внимание Европе, хотя пока Москва старается развивать отношения со странами Азиатско-тихоокеанского региона.
Анита Индер Сингх — внештатный профессор Центра мира и решения конфликтов в Нью-Дели.