Будущее интернета может быть поставлено на карту на конференции, открывающейся на этой неделе в Тунисе, где дипломаты из 100 с лишним стран будут дискутировать на тему юрисдикции ООН над интернетом. То, что решит Всемирная ассамблея по стандартизации электросвязи, будет влиять на геополитику и мировой экономический рост, а возможно, и на свободу интернета для миллиардов пользователей.
Члены ООН обсудят вопросы киберпреступности, конфиденциальности информации и возможности по регулированию интернет-компаний, заявок и контента. Что самое важное, дипломаты обсудят развивающийся интернет вещей, который скоро свяжет в единую глобальную сеть десятки миллиардов устройств и людей.
Новая технология поиска и адресации под названием Архитектура цифровых объектов (Digital Object Architecture) позволит вести наблюдение в режиме реального времени и следить за каждым устройством и человеком, подключенным к сети. Некоторые страны настаивают на том, что Архитектура цифровых объектов должна стать единственной и обязательной адресной системой для интернета вещей. Они также хотят, чтобы эта система находилась под централизованным управлением Международного союза электросвязи, являющегося специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, который обладает договорными правами на основную интеллектуальную собственность.
На встрече в Тунисе Китай хочет войти в состав руководства исследовательской группы по Архитектуре цифровых объектов и интернету вещей, который, согласно прогнозам ООН, к 2025 году будет давать экономическую выгоду в размере шесть триллионов долларов.
Инструменты слежения Архитектуры цифровых объектов можно интегрировать в самые разные отрасли, начиная с авиации и кончая фармацевтикой. Такая система также поможет правительствам устанавливать плату за онлайновые финансовые операции, проводимые, например, через банкоматы, кредитные карты, системы электронных переводов или мобильные банки. Такие налоги с оборота могут нарушить темпы инвестиций и инноваций в интернет-пространстве и деформировать мировую коммерческую деятельность.
Конфликт этот назревает в непростой момент. 1 октября администрация Обамы отказалась от права надзора за Корпорацией по присвоению имен и номеров в интернете (ICANN), которая руководит Службой доменных имен. Борьба за будущее ICANN в США завершилась продолжительным согласием сторон относительно того, как защищать открытый интернет. Теперь американским политикам следует оставить эту борьбу позади и приступить к совместной работе с целью выработки стратегического мышления о формирующейся геополитике интернета и восстановления единства и решимости в раздробленной политике США в сфере высоких технологий. Сегодня в опасности оказалась техническая архитектура интернета и его нормативная база, которую многие страны пытаются поставить под зарубежный государственный и многосторонний контроль.
Последние события — это часть более масштабных перемен во взаимоотношениях между государством и интернетом. Такие страны, как Россия, Иран и Саудовская Аравия, реализуют национальные стратегии по установлению контроля над цифровым будущим при помощи международных организаций, в частности, ООН. Конференция в Тунисе — это очередная попытка расширить сферу полномочий Международного союза электросвязи, выведя их за рамки традиционных задач по координации телекоммуникаций.
Сегодняшняя глобальная борьба за свободу в интернете началась более десяти лет назад. В 2003 году Китай, Россия и другие страны инициировали настойчивую и упорную кампанию, направленную на то, чтобы поставить ICANN под контроль Организации Объединенных Наций. В 2012 году США возглавили коалицию из 55 стран, которая отказалась подписывать согласованный в Дубаи международный договор, дававший ООН расширенные полномочия и возможности в ключевых вопросах работы интернета.
Соединенные Штаты и некоторые их союзники отвергли захват полномочий, оговоренный в Дубаи, однако 89 других стран проголосовали за усиление влияния ООН, в том числе, за повышение ее роли в «международном управлении интернетом, в обеспечении стабильности, безопасности и последовательности существующего интернета и его развития в перспективе». Эту резолюцию протолкнули ночью перед началом конференции, из-за чего американская делегация, в состав которой мы входили, была вынуждена оспорить легитимность конференции и бойкотировать ее результаты.
В 2015 году коалиция в составе Китая и еще 134 стран представила на другой встрече ООН свой программный документ, где говорится, что диктовать правила цифрового будущего должно не гражданское общество, некоммерческие организации, потребители и новаторы бизнеса, а национальные правительства. Этот блок объявил, что «вся полнота власти по вопросам государственной политики в сфере интернета является суверенным правом государств».
В апреле Владимир Путин, лидеры Китая и Индии выступили с совместным заявлением, в котором отметили «необходимость интернационализации управления интернетом» и повышения роли ООН. Момент силы, энергия и численное превосходство на их стороне. А еще бюрократическая власть, поскольку китайский дипломат сегодня занимает должность генерального секретаря Международного союза электросвязи.
Первая версия приватизированного интернета задумывалась и контролировалась негосударственным международным техническим сообществом, гражданским обществом и частным сектором экономики, которые запустили самую мощную волну инноваций в мировой истории. А вот интернет будущего может быть сформирован иностранными государствами и ООН, если такие страны как Россия, Иран, Саудовская Аравия и Китай добьются своих стратегических целей.
Америка должна как можно быстрее отойти от сеющих разногласия споров об ICANN и снова занять прочные позиции в политике интернета. Грядут новые, более серьезные сражения за свободу интернета, и эти конфликты будут определять цифровое будущее. США пора снова сплотиться и совместными усилиями отстоять общую стратегию защиты свобод в интернете завтрашнего дня.
Роберт М. Макдауэл — бывший член Федеральной комиссии связи США от Республиканской партии, ныне работающий старшим научным сотрудником в Хадсоновском институте.
Гордон Голдстейн — демократ, внештатный старший научный сотрудник Совета по международным отношениям.