В Страсбурге одобрена резолюция, обвиняющая «Кремль в использовании мозговых центров, телеканалов на разных языках, псевдопресс-агентств и социальных сетей с целью поставить под сомнение демократические ценности и расколоть Европу». В документе сообщается также о росте пропагандистского давления джихадистских объединений. «Лига» и движение «Пять звезд» голосуют «против». Докладчица: «В парламентских дискуссиях есть те, кто постоянно вторит риторике Кремля».
Пропагандистское давление России и джихадистских объединений на Европейский союз «растет». Европейский парламент внятно изложил это в резолюции, одобренной в Страсбурге, где он открыто обвиняет Кремль в финансировании «партий и других организаций внутри ЕС», выступающих против объединенной Европы. Реакцию президента России Владимира Путина приводит агентство ТАСС: «Мы наблюдаем деградацию, в политическом смысле этого слова, представлений о демократии в западном обществе».
«Правительство России, — сообщается в документе, за который проголосовала ассамблея в Страсбурге, — использует широкий спектр инструментов, например, мозговые центры, телевидение на иностранных языках, например, Russia Today, превдопресс-агентства и сервисы, например, Sputnik, социальные медиа, троллей в сети интернет с целью поставить под вопрос демократические ценности и расколоть Европу» и «создать впечатление, что восточноевропейские государства в Европейском союзе терпят фиаско». Восточноевропейские государства, говорится также в резолюции, «где национальные СМИ часто не обладают достаточными ресурсами и неспособны оказывать сопротивление российским СМИ». В дезинформацию и пропаганду, говорится далее в тексте, «Россия инвестирует значительные финансовые ресурсы, выделяемые непосредственно государством или предприятиями и организациями, контролируемыми Кремлем».
Европейский парламент, к тому же, «осуждает поддержку со стороны России евроскептиков в Евросоюзе, главным образом, это касается партий крайне правых, популистских сил и движений, отрицающий основополагающие ценности либеральной демократии». В резолюции подчеркивается, что Европа должна противодействовать этим «дезинформационным кампаниям» и предлагает усилить уже существующие целевые рабочие группы по стратегическим коммуникациям ЕС и больше инвестировать в пропаганду понимания, образования, онлайн- и локальных СМИ, журналистские расследования и просвещение в информационной сфере. Это требование подчеркивает также Федерика Могерини (Federica Mogherini), Верховный представитель ЕС по иностранным делам, до и после голосования в Страсбурге: «Мы должны дать слово тем, кто вынес пользу из нашей политики, сделать акцент на позитивных историях, упростить посылы и говорить о реальной жизни».
Резолюция была одобрена 304 голосами «за», 179 высказались «против» и 208 воздержались. Докладчица Анна Фотыга (Anna Fotyga), евродепутат от польской партии «Право и справедливость», входящей в группу «Европейских консерваторов и реформаторов», и председатель комитета Европарламента по вопросам безопасности и обороны, связала задачу по «дезинформацию и манипуляцию со стороны Российской федерации», о чем «прекрасно осведомлены многие страны», с позицией ЕС против «аннексии Крыма и агрессии на востоке Украины» и поддержкой пророссийски настроенных сепаратистов со стороны Москвы в 2014 году. Она также указала на связь с экономическими санкциями, принятыми ЕС и США против России в 2014 году. «Даже этот доклад, — добавила Фотыга, — на стадии подготовки оказался под прицелом враждебной пропаганды».
В декабре Европейский союз должен решить вопрос о продлении санкций против России, которые уже включают в себя ограничения на доступ российских банков на денежные рынки. Одобренный в Страсбурге документ подчеркивает, очевидно, преимущество тех, кто поддерживает жесткую линию против Кремля по сравнению теми странами-членами ЕС, такими как Италия и Венгрия, которые вели с Россией большой коммерческий обмен и испытывают на себе негативные последствия санкций (Берлускони по время регистрации Matrix: «Санкции против России — это мазохизм для предпринимателей»), и хотели бы их прекращения в связи с их «неэффективностью». Или, по крайней мере, избежать наложения новых в связи с российскими бомбардировками Алеппо. Однако страсбургская резолюция могла бы положить начало также санкциям против российских СМИ, таких как агентство Sputnik и канал Russia Today.
Путин: «Деградация демократии в западном обществе». По мнению президента России, введение санкций против российских средств информации, как предлагают европейские законодатели, «говорит о том, что мы наблюдаем совершенно очевидную деградацию, в политическом смысле этого слова, представлений о демократии в западном обществе. Нас все время пытаются учить демократии, а европейские законодатели прибегают к политике запретов, которая не является лучшим способом решения проблем. А лучшим способом является всегда открытая дискуссия, в которой должны быть четко и твердо представлены аргументы в поддержку твоей точки зрения. Я очень рассчитываю на то, что здравый смысл восторжествует, и реально никаких ограничений мы здесь не увидим».
Путин также похвалил работу журналистов Sputnik и Russia Today, которые «подстегнули европейские власти принять это решение. Поздравляю их с тем, что они проводят весьма активно, результативно и талантливо свою работу». Директор Russia Today и Sputnik Маргарита Симоньян назвала резолюцию «прямым ударом по некоторым из самых влиятельных российских СМИ с целью положить конец их деятельности в Европе».
«Лига» и движение «Пять звезд» решительно выступили против резолюции, а Правая партия и «Вперед, Италия» разделились. Голоса итальянских европарламентариев по резолюции разделились. В соответствии со своей принадлежностью к группе евроскептиков (Efdd), в прекрасной компании британцев из Ukip и французов из Front National, «Лига Севера», движение «Пять звезд» и «Другая Европа» проголосовали против резолюции. «Новые правоцентристы» поддержали ее, а правые и «Вперед, Италия» разделились, выражая свое отношение к тексту, явно продемонстрировав склонность большинства к соблюдению нейтралитета: лишь три евродемократа (Симона Бонафе (Simona Bonafé), Сильвия Коста (Silvia Costa) и Пина Пичерно (Pina Picierno)) поддержали резолюцию, остальные — воздержались. Еще более разнообразным было голосование группы евродепутатов от партии «Вперед, Италия»: Сальваторе Чику (Salvatore Cicu) высказался «за», Алессандра Муссолини (Alessandra Mussolini) и Фульвио Мартушелло (Fulvio Martusciello) — против, остальные воздержались.
Никогда не была столь предсказуема негативная реакция со стороны членов Европейского парламента из «Лиги Севера». Лоренцо Фонтана (Lorenzo Fontana): «Кто-то не понял, что Россия должна стать важным партнером, а не врагом, однако мир уже меняется, несмотря на этот Европейский союз, к счастью». Марио Боргецио (Mario Borghezio) в своем выступлении в зале: «Это совершенное безумие связывать существующую Российскую федерацию и ее законную деятельность по контринформации с действиями террористов Исламского государства (террористической организации, запрещенной в России). Вы хотите вернуть мир к холодной войне? К счастью, на место Обамы, усугублявшего своей внешней политикой военные настроения, пришел уравновешенный Трамп, предвещающий, наконец, шаги США навстречу России».
Опасные связи. О движении «Пять звезд» у докладчицы Фотыги спросили, не нашли ли евродепутаты во время работы над антипропагандистской резолюцией доказательств предполагаемых связей этого движения с пророссийскими органами. «Мы говорим в целом, но многие вещи можно заметить, — загадочно отвечает Фотыга, — их можно увидеть при анализе парламентских дискуссий: всегда есть кто-то, кто постоянно вторит риторике Кремля. Это хорошо известно. Мы знаем, какова истинная природа этого феномена, если речь идет о деньгах или о политическом влиянии, об этом мы сделаем запрос в государствах-членах ЕС и в компетентных органах, в контрразведке, обратимся к журналистам, занимающимся расследованиями».