Примечание редактора журнала National Interest: данная статья представляет собой составную часть многостороннего симпозиума, проводимого журналом National Interest и организацией Carnegie Corporation of New York. Мы спросили некоторых ведущих мировых экспертов о будущем американо-российских отношениях при избранном президенте Дональде Трампе.
Наиболее важной задачей в области внешней политики, с которой столкнется избранный президент Дональд Трамп после инаугурации, будет возобновление сотрудничества с Россией для сокращения той опасности, которую представляет для мира ядерное оружие. Единственной по-настоящему экзистенциальной угрозой для Соединенных Штатов является ядерная война. В 1985 году президент Рональд Рейган и генеральный секретарь Михаил Горбачев признали эту опасность на своем саммите в Женеве, когда они согласились с тем, что «в ядерной войне не может быть победителя, и она недопустима». И поэтому они пришли к выводу о том, что не должно быть войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Их согласие по этому вопросу послужило основой для последующих взаимных шагов, положивших конец гонке вооружений и — за удивительно короткое время — и самой холодной войне. К концу 1991 года Европа была целой, свободной и мирной.
За последние два десятилетия американские и российские лидеры позволили этой очевидной истине, признанной Рейганом и Горбачевым, ускользнуть от своего внимания. Недавние президенты обеих стран в результате действий, основанных на неверных представлениях, и эмоциональных реакций создали атмосферу враждебности и конфронтации, которая наносит ущерб обеим странам и препятствует сотрудничеству даже тогда, когда их интересы находятся в гармонии. В результате мы оказались на грани еще одной бессмысленной гонки вооружений. Кроме того, возникла опасность того, что милитаризированная конкуренция по поводу территорий в результате эскалации может привести к настоящей войне, которая станет катастрофой для всех.
Восстановление сотрудничества с Россией по вопросу о ядерном оружии будет возможно только в том случае, если мы избавимся от конфронтационной ментальности, характерной сегодня для большей части отношений между Соединенными Штатами и Россией. На самом деле, наиболее фундаментальные интересы обеих стран не связаны с конфликтами — будь то предотвращение гонки ядерный вооружений, борьба против терроризма, преодоление последствий глобального потепления, создание взаимовыгодных экономический связей или решение многочисленных проблем, порожденных несостоявшимися государствами, — тогда как сотрудничество между Соединенными Штатами и Россией, а также с Европейским Союзом, Китаем и Индией является принципиально важным.
Администрация Обамы попыталась провести «перезагрузку», которая имела некоторые важные позитивные результаты, в том числе Новый договор СНВ, однако, в конечном итоге, она закончилась неудачей из-за разрастания гражданской войны в Сирии и, прежде всего, по причине шока от революции Майдана и ее последствий на Украине. Вызов, с которым столкнется президент Трамп, будет состоять в работе с президентом Путиным, направленной на преодоление разногласий по этим вопросам для того, чтобы обе страны вместе с Европейским Союзом, могли сконцентрировать свое внимание на стоящих перед нами глобальных вызовах.
Сотрудничество с целью разрешения или сдерживания острых проблем, с которыми сталкиваются наши страны, потребует чего-то большее, чем «перезагрузка» в существующей операционной системе. Тот путь от конфронтации к сотрудничеству, который был найден президентами Рейганом и Горбачевым, может послужить примером для президента Трампа и президента Путина.
Джек Мэтлок-младший — бывший посол США в Советском Союзе.