Санкции введены слишком поздно, и вполне может оказаться, что они недостаточны, но не должно быть сомнений в правильности решения президента Обамы нанести России ответный удар за ее хакерские взломы американских компьютеров и за попытки повлиять на президентские выборы.
С его стороны было бы безответственностью покинуть свой пост в следующем месяце и позволить президенту Владимиру Путину думать, что он может безнаказанно подрывать американскую демократию. Это было бы особенно опасно с учетом тревожной близости между избранным президентом Дональдом Трампом и Путиным, и упорного нежелания признать выводы американских спецслужб о том, что российские кибератаки имели целью помочь ему и навредить Хиллари Клинтон. Перед тем, как было объявлено решение Обамы, избранный президент пренебрежительно сказал репортерам, что жизнь у американцев «должна идти своим чередом», и что им надо забыть об этом хакерском скандале. Мечтать не вредно.
Обама действовал медленно, и до четверга он отреагировал лишь однажды, и то очень слабо. Он призвал «назвать поименно и пристыдить» россиян, заявил, что они преступники, стоящие за кибератаками против Национального комитета Демократической партии и других политических организаций, а также предупредил Кремль о недопустимости такого вмешательства в будущем.
Своим последним ответом президент реально продемонстрировал решимость, введя санкции против двух ведущих российских спецслужб ФСБ и ГРУ, в том числе, против четырех высокопоставленных руководителей военной разведки, которых Белый дом считает организаторами хакерских атак. Обама также ввел санкции против других лиц и компаний, таких как центр «Специальные технологии», который занимается радиоэлектронной разведкой.
Обама также выдворил 35 российских разведчиков и запретил российским дипломатам пользоваться двумя базами отдыха на территории США. Белый дом заявил, что это ответ на длящиеся уже два года надоедливые преследования американских дипломатов, которыми занимаются кремлевские спецслужбы.
Обама давно должен был отреагировать на такие действия. Тем не менее, выдворение дипломатов усиливает жесткость американского ответа и оказывает прямое воздействие на российских граждан. А вот запреты на въезд и заморозка счетов прямого результата не дают. Руководители российских спецслужб редко ездят в США и не хранят там свои деньги. Санкции, введенные США и Европой против России за аннексию Крыма и войну на Украине, действуют уже два года, однако их влияние на Путина вызывает сомнения. Поэтому возникает закономерный вопрос о том, достаточно ли будет новых карательных мер Обамы. Москва уже пригрозила ответными действиями.
Обама оказался в сложном положении. Он совершенно справедливо думает о том, чтобы его ответ обернулся издержками для России и удержал ее от дальнейших атак, но при этом не хочет эскалации кибервойны. В то же время, ему следует подумать и о тайных действиях в подкрепление публичной реакции, дабы предельно четко показать Кремлю, что нападки на американские выборы со стороны России и любой другой страны недопустимы и нетерпимы. Звучат предложения о том, чтобы обнародовать детальную информацию об огромном состоянии Путина, так как это может подорвать доверие к нему со стороны российского народа.
Обама своими действиями явно создает проблемы Трампу, который отвергает выводы спецслужб и сомневается в причастности России к хакерским взломам. Объявив о введении новых санкций, администрация опубликовала дополнительные доказательства российского вмешательства, в том числе, доклад ФБР и Министерства внутренней безопасности, в котором есть примеры вредоносных программ и прочие указания на российскую киберактивность. А если конгресс созовет специальную двухпартийную комиссию по расследованию, на поверхность могут всплыть и многие другие детали.
Когда были введены санкции, Трамп повторил свой призыв к стране «двигаться дальше». Но после того, как избранный президент многозначительно заявил о своем нежелании выслушивать регулярные доклады разведки, он сказал, что на следующей неделе встретится с руководителями спецслужб, дабы узнать их информацию о хакерских атаках. Ведущие члены его Республиканской партии в конгрессе свои выводы уже сделали. Спикер палаты представителей Пол Райан назвал санкции уместными, а сенаторы Джон Маккейн и Линдси Грэм пообещали возглавить усилия по еще большему ужесточению карательных мер. Менее чем через месяц Трампу придется решать, с кем он: со своими демократическими союзниками с Капитолийского холма или со своим авторитарным другом из Кремля.