Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жадность, страх и месть — крупнейшие проблемы нашего времени

© REUTERS / John GressБарак Обама во время прощальной речи в Чикаго. 11.01.2017
Барак Обама во время прощальной речи в Чикаго. 11.01.2017
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что США отомстили России за хакерские атаки высылкой дипломатов, считают нормой: ведь ответили симметрично, или, по крайней мере, хоть как-то. Словно в международных отношениях существует право мстить. С другой стороны, похоже, что в обязанности суверенного государства входит месть за причиненный ему вред, несправедливость или унижение. Мстят и делают это так, чтобы все об этом узнали.

Существуют различные взгляды на проблемы международных отношений. Очевидно, что сложнейшими проблемами являются войны, терроризм и бедность. Проблемы могут заключаться и в недостаточных действиях политиков, и в низком уровне доверия. Если бы ситуация была иной, многих проблем можно было бы избежать.


По-видимому, самыми большими проблемами все-таки являются жадность, страх и месть. У этих трех проблем много общего. Они ведут только к плохому. Похоже, они каким-то образом ослепляют людей.


Жадному человеку никогда ничего не бывает достаточно. Жадный человек вряд ли заметит проблему сам; он только испытывает потребность в большем или же наслаждается тем, что постоянно получает немного больше.


Жадность проявляется, например, в том, как мы используем природные запасы. Помогла бы умеренность. Говорят, что еды в мире может хватить всем, если ее разделить между всеми поровну. Но вряд ли мы согласимся ее делить, по крайней мере, свое мы не готовы отдавать.


Страх заметен в нашем отношении к другим людям. Он может заставить нас защищаться, избегать чего-либо, уходить откуда-нибудь. Трусливый человек будет видеть только угрозы и не решится поставить их под сомнение.

 

Запугивание может заставить человека смириться, и поэтому страх — эффективный способ управления.


Месть не дает забыть и увеличивает в наших глазах сам повод для мести: за потерю мстят потерей, за насилие мстят насилием. Пожалуй, месть — самая значительная проблема из этих трех. Она заставляет нас совершать плохие поступки.


Если сейчас нас тревожат все эти проблемы, то нам действительно угрожает возрастающая слепота по отношению к нашим действиям, нам самим и к другим.


Но можно ли решить подобные проблемы, или они просто всегда будут существовать? Может быть, у нас какая-то предрасположенность к жадности? Может, мы трусливы по своей природе, а месть кто-то считает человеческим свойством?


Но что, если в нашей системе, обществе, в наших договоренностях есть что-то такое, что подпитывает все эти проблемы?


На самом деле, общество, законы, правовое государство и международная система существуют именно для того, чтобы сделать возможным взаимодействие людей и государств, сдерживая жадность и страх. Они уничтожают потребность в мести. Они добавляют справедливости и предсказуемости.


Есть способы выровнять благосостояние и назначить наказание за нарушение законов, чтобы частным лицам или государству не приходилось брать «закон в свои руки».


Хуже всего международным институтам дается обуздание мести. Похоже, месть жива и здравствует в международных отношениях.


Месть тяжело запретить.


Устав ООН запрещает использование силы за исключением случаев самообороны. На практике силу используют именно для отмщения. Правда, обсуждаются правила вежливого ответного удара; наказания или упреждающую самооборону считают незаконной, и бессмысленные страдания причинять нельзя.


Тем не менее, люди то и дело мстят. Например, США, Израиль и Турция совершают акты мести. Ирак и Афганистан оказались почвой для отмщения после терактов в Нью-Йорке в 2001 году.


То, что США отомстили России за хакерские атаки высылкой дипломатов, считают нормой: ведь ответили симметрично, или, по крайней мере, хоть как-то.


Словно в международных отношениях существует право мстить. С другой стороны, похоже, что в обязанности суверенного государства входит месть за причиненный ему вред, несправедливость или унижение. Мстят и делают это так, чтобы все об этом узнали.


С местью связана символика: при помощи удачного акта мести, активных рассказов о ней, репутация мстящего повышается: он становится пугающим и способным на ответные действия.


Неужели международная система не может устранить необходимость мести?


В хорошей системе для мести нашлась бы лучшая альтернатива. Должны быть процедуры, которые позволили бы определять виновника и нанесенный им ущерб. Должны существовать договоренности о том, какое наказание должен понести виновник.


Плохо работающие международные институты не могут ни предотвратить нарушение, ни устранить его последствия. Пострадавший должен сам предпринимать какие-то действия. Похоже, что институты в некоторых случаях способствуют появлению мести.


Плохие правовые институты могут стать причиной мести. Многие государства не доверяют организациям и считают их пристрастными. Они обосновывают свои действия тем, что институтам доверять нельзя.


Например, страны, недавно вышедшие из Международного суда, сочли, что суд не беспристрастен в своих решениях. С их уходом Суд стал намного слабее.


В настоящий момент, похоже, в институтах, правовых нормах и процедурах хотят увидеть проблему. Их хотят представить больше помехой, чем защитником, в большей степени препятствием, чем инструментом для решения проблем.


Все стремятся быстрее вперед, не останавливаясь — идет ли речь о конституционности, соблюдении международного права или согласовании совместных ответных действий на международных переговорах.


Снова спешим — и это тоже ослепляет, и именно спешки нам больше не надо.