Вызывающие беспокойство связи президента Трампа с Россией представляют явную угрозу для национальной безопасности Америки. Как стало известно на этой неделе, окружение г-на Трампа во время предвыборной кампании часто контактировало с российскими официальными лицами, в числе которых были высокопоставленные сотрудники российских спецслужб. В сочетании с попытками России повлиять на выборы в пользу г-на Трампа это заставляет многих заподозрить его в сговоре с одним из главных стратегических противников Соединенных Штатов. В понедельник советник г-на Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн (Michael T. Flynn) был вынужден уйти в отставку после того, как стали известны подробности о его общении с российским послом.
Сейчас основная ответственность лежит на лидерах республиканцев в Конгрессе. Именно они должны привлечь президента к ответу и защитить страну. При этом они не вправе делать вид, что они не ожидали российского вмешательства, ведь им с самого начала все было прекрасно известно.
В начале 2015 года республиканские лидеры Конгресса посетили Украину и возвратились в восторге от борьбы за независимость, которую она вела, несмотря на попытки России дестабилизировать ситуацию на ее территории и аннексировать часть ее регионов. А в июне — по случайному стечению обстоятельств как раз перед тем, как г-н Трамп объявил о своей готовности бороться за свое выдвижение от Республиканской партии — они встречались в Вашингтоне с премьер-министром Украины. Я присутствовал на этой встрече как сотрудник аппарата Республиканской конференции Палаты представителей.
В дальнейшем, в ходе кампании, некоторые из этих лидеров начали видеть параллели между российскими дезинформационными операциями на Украине и в Европе и деятельностью России в Соединенных Штатах. Особенно их беспокоил прокремлевский кабельный телеканал RT America, который, по их мнению, стремился подорвать доверие американцев к демократическим институтам и пропагандировал кандидатуру г-на Трампа. Я неоднократно видел, как глубоко встревоженные республиканские лидеры в неофициальном порядке обсуждали свои опасения.
Кроме этого некоторых из них тревожили допускавшиеся г-ном Трампом нападки на латиноамериканцев, мусульман, женщин и людей с ограниченными возможностями и его взгляды на социальную политику, бюджетные расходы и национальную безопасность. Многих вдобавок нервировали его взрывоопасный темперамент, эгоизм и авторитарные тенденции. Впрочем, на публике и те, и другие обычно ограничивались легкой критикой наиболее скандальных высказываний г-на Трампа или вообще молчали, опасаясь настроить против партии его сторонников.
По мере развития предвыборной кампании, которую вел г-н Трамп, опасения также стали вызывать устойчивые симпатии, которые он испытывал к российскому президенту Владимиру Путину, и его высказывания, оправдывавшие российское вторжение на Украину. В декабре 2015 года г-н Трамп заявил в эфире телепередачи Morning Joe, говоря о г-не Путине: «Он управляет своей страной и он, по крайней мере, — лидер, в отличие от того, что мы видим в нашей стране». Он также сравнил кровожадный режим г-на Путина с американским правительством, сказав, что «наша страна тоже много убивает». Потом он повторил эту фразу, уже став президентом.
Когда г-н Трамп начал побеждать в одном штате за другим, республиканские лидеры начали смиряться с мыслью о том, что он потенциально может стать кандидатом от партии — а потом и с мыслью о том, что он, скорее всего, им станет. В процессе большинство из них не поддерживали ни одного из кандидатов, но надеялись, что г-на Трампа получится остановить. Однако к началу мая 2016 года его победа стала, в сущности, свершившимся фактом, и они оказались в незавидном положении. Как партийные лидеры они не могли пойти против результатов голосования.
В итоге они, один за другим, высказались в поддержку г-на Трампа. Многие из них просто заявили, что готовы поддерживать кандидата от партии, явно избегая называть имя. Впрочем, с некоторыми произошла удивительная политическая метаморфоза, и они даже нашли причины радоваться успехам г-на Трампа.
Одни закономерно стремились вернуть в Белый дом президента-республиканца, который будет вести близкую им политику и назначит в Верховный суд консервативных судей. Другие полагали, что г-н Трамп, несмотря на все свои недостатки, сможет хорошенько встряхнуть Вашингтон. Кто-то просто увидел хорошие карьерные возможности — ведь г-н Трамп на тот момент еще не выбрал себе кандидата в вице-президенты, а в случае побед на выборах стал бы нуждаться в кадрах для формирования правительства.
Поразительно, но некоторые из тех самых лидеров, которых больше всего тревожила подрывная деятельность России и возможное наличие у нее компромата на г-на Трампа, стали его первыми сторонниками в Конгрессе и наиболее активно его поддержали — гласно или негласно. Фактически, они самым неприглядным образом поставили под удар национальную безопасность ради политического самосохранения и партийных амбиций.
Теперь худшие опасения этих лидеров, похоже, подтверждаются. Г-н Флинн стал уже третьим членом команды г-на Трампа, который ушел из-за проблем, связанных с Россией. Ранее так же ушли глава избирательного штаба г-на Трампа Пол Манафорт (Paul Manafort) и советник г-на Трампа по внешней политике Картер Пейдж (Carter Page).
Вряд ли ситуация может исправиться сама по себе. На кону стоит безопасность Америки. Лидеры республиканцев в Конгрессе больше не могут позволить себе мучиться от внутренних конфликтов. Им пора как можно скорее вернуться к патриотическому благоразумию и потребовать от генерального прокурора Джеффа Сешнса (Jeff Sessions), чтобы он назначил специального независимого следователя для расследования возможного сговора г-на Трампа с Кремлем и российской агрессии против американской демократии.
Как минимум они должны создать для этого в Палате представителей или в Сенате межпартийный специальный комитет с правом вызова и допроса свидетелей. Речь идет о слишком значимой и сложной работе, чтобы ее можно было поручать постоянным комитетам по разведке, перед которыми и без того стоят исключительно важные задачи и ресурсы которых при этом ограничены. Нашей стране необходима прозрачность в этом вопросе. В тех случаях, когда это возможно, следует проводить публичные слушания.
Республиканцы из Конгресса, из соображений выгоды одобрившие одержанную при помощи Москвы победу г-на Трампа, теперь должны защитить страну от опасности, которую она несет.
Эван Макмаллин (Evan McMullin), бывший сотрудник ЦРУ, был главным политическим директором Республиканской конференции Палаты представителей с января 2015 года по август 2016 года. Он покинул этот пост, чтобы баллотироваться на президентских выборах в качестве независимого кандидата.