За бурными перипетиями на политической арене Америки снова возникла тень России. На днях советник президента США по вопросам национальной безопасности Майкл Флинн подал в отставку. Поводом для его ухода стали контакты с российским послом, а точнее то, что Флинн не полностью проинформировал о них команду Трампа. Люди зачастую недоумевают от «умелости» российской дипломатии, невольно связывая тяжелое положение, в котором Россия находится из-за западных санкций, с её военными действиями в Сирии, видя в этом «оригинальный способ» ослабить давление на себя. Как писал Фридрих Энгельс, «внешняя политика, несомненно, — сильная сторона русского царизма». Роль российских дипломатов намного превосходит роль армии, ведь именно они когда-то подобно морскому приливу расширили границы России.
Так где же «бык» российской дипломатии?
За более чем тысячелетнюю историю из небольшого княжества, подчиненного Восточной Европе, Россия превратилась в трансконтинентальную мировую империю. В связях и конфликтах с другими народами и государствами Россия накопила богатый дипломатический опыт и сформировала особую дипломатическую традицию. В некоторой степени эта дипломатическая культура зародилась в той России, какой ее описал Энгельс в статье «Внешняя политика русского царизма»: «уже достаточно сильная, чтоб в случае необходимости побороть царский произвол», «имеет стальную выдержку и неуклонно следует поставленной цели», «не побеждает, а упивается победой; не проигрывает, а падает духом», любыми средствами изменила Российскую империю до нынешнего могущества».
Русские в основном имеют четкое понимание внешней политики. И дипломаты высокого уровня, и обычные дипломаты понимают, что дипломатия — это не просто вечеринка в банкетном зале, напыщенные обещания за столом переговоров и убедительные и обоснованные доводы представителя пресс-службы МИДа. Они прекрасно осознают, что дипломатия — это инструмент осуществления внешнеполитических целей государства и защиты и расширения государственных интересов. Это постоянная бескомпромиссная борьба ума и «острое оружие» вне военных действий. Исходя именно из такого понимания, российская сторона подчеркивает, что задача дипломатии это не просто написание телеграмм и статей в офисе, а глубокое проникновение во все дела страны пребывания. Это полное владение ситуацией в стране пребывания, развитие широких связей и работа, направленная на улучшение имиджа России.
За российской дипломатией кроется большая и сложная стратегия. Ее работа это не только взвешивание всех плюсов и минусов в какой-то определенный момент, но и долгосрочное всеохватывающее планирование. В новой истории Россия и Япония боролись за гегемонию в Северо-Восточной Азии. Потерпев поражение в российско-японской войне, главной целью стратегии России в Восточной Азии было направить сильную Японию не «вниз на юг» а «вверх на север». Можно сказать, что с 1905 по 1945 года Россия сплачивала и вносила раскол между Китаем и Японией, и даже между западными державами. Посредством сложным объединяющих приемов в конце концов Россия направила японскую агрессию и экспансию на Китай, Юго-Восточную Азию и Тихий океан. Перед окончанием Второй мировой войны СССР снова воспользовался Ялтинским соглашением, ввел войска в Северо-Восточную Азию, и наконец вернул территории, утраченные Россией в результате русско-японской войны.
Российская дипломатия имеет тяжелое внутреннее содержание и легкую наружность, а прагматизм — это ее центр. Чтобы защитить и продвинуть государственные интересы, Россия может быстро маневрировать и не боится изменить позицию, хорошо понимая, что это вынужденный шаг. В таких ситуациях Россия может начать «танцевать с волками», то есть вступать в союз с прежними врагами. В начале 19 века Россия стояла перед выбором: либо вступить в борьбу с Францией за гегемонию в Европе, либо воевать с Англией в Балканах и на Ближнем Востоке за наследие Османской империи. Унаследовавший престол Александр I придерживался курса на войну с Францией и сформировал третью и четвертую антифранцузскую коалицию. Однако в июле 1807 года после разгрома российской армии в битве при Фридланде внешнеполитический курс был быстро изменен, и Российская империя заключила с Францией Тильзитский мир. От антифранцузской коалиции Россия перешла к союзу с Францией. В то время в письме матушке Александр I писал: «Союз с Наполеоном — это лишь измененная форма борьбы с ним. Россия нуждается в этом союзе, чтобы получить время на передышку и укрепить военное искусство и силы».
Российская дипломатия никогда не заходит в тупик, и вовсе не упряма. Она умело вводит врага в заблуждение и отвлекает его ударом с тыла. В 1856 году Россия потерпела поражение в Крымской войне. После этого по замыслу тогдашнего министра иностранных дел Горчакова Россия «держалась в тени» и избегала наступлений в восточном направлении. Она воспользовалась хаосом в Китае, вызванным Тайпинским восстанием, и вынудила Китай подписать ряд неравноправных соглашений, которые образно можно назвать «потерпеть неудачу в одном месте, собрать урожай в другом». За последние два года ухудшения отношений с Западом из-за украинского кризиса, Россия не только завязла в украинской проблеме, но и вступила в военные действия, отправив войска в Сирию и развязав там «второй фронт». Россия не только усилила влияние на Ближнем Востоке, но и в определенной степени обыграла Америку.
Энгельс также говорил: «Российская дипломатия всегда отдает все силы, чтобы избежать войны, считает ее самым крайним средством… Россия предпочитает добиваться своих целей через противоречия других сильных держав и подстрекает эти державы к конфликтам, извлекая выгоду из их вражды». Это показывает другую особенность российской дипломатии: Россия умеет пользоваться противоречиями и чужой силой, чтобы самой нанести удар. Она отсиживается в стороне в качестве посредника.
Высокая согласованность механизмов принятия дипломатических решений в России определила высокую эффективность ее дипломатических действий. Исходя из политической культуры и исторической традиции России, правительство на высочайшем уровне имеет глубокое понимание международной ситуации и принимает активное участие в важных дипломатических акциях. Абсолютным центром принятия дипломатических решений и вопросов национальной безопасности России во времена царской и имперской России был царь или император и его советники, во времена СССР — Политбюро, а в современной России — Совет Безопасности РФ. Так в 2014 году решение о целом комплексе действий по вводу войск в Крым было принято узким кругом из 5-6 человек, во главе которых стоял Президент Путин.
Российская дипломатия никогда не была делом одного министерства, в ней задействованы связанные между собой дипломатические, информационные, военные, пропагандистские и другие средства. Все это станет прекрасно понятно, если вспомнить Михаила Фрадкова, который начинал с работы в Министерстве внешнеэкономических связей СССР, затем стал старшим советником постоянного представителя России при отделении ООН и других международных организаций в Женеве, представителем России при организации «Генеральное соглашение по тарифам и торговле», а затем исполнял должность Премьер-министра РФ и начальника Службы внешней разведки.
Российская дипломатия искусно и смело использует людей. Она требует от дипломатических служащих безупречного знания языка, культуры и традиций страны пребывания. В политике она поощряет смелые действия дипломата, направленные на защиту национальных интересов, а также требует объемный доклад вне зависимости от масштабов дела. С другой стороны, Россия заранее тщательно отбирает, ищет и даже подготавливает объекты сотрудничества в стране пребывания. Об этом можно догадаться из работы, проделанной Россией при Трампе. Вполне возможно, что вслед за скандалом с Флинном последует еще не одна сенсация, способная удивить весь мир.
Несомненно, российская дипломатия обладает особенностями, многие из которых стоит позаимствовать. Внешняя политика любой страны зарождается из внутриполитической обстановки, национального характера, традиционной культуры и геополитического положения этой страны. На ее формирование влияет множество факторов, и российская дипломатия здесь не исключение. Россия добилась очевидных успехов во внешней политике, но и совершила явные ошибки. В нынешней международной обстановке Россию не считают другом, и что немаловажно, ее экономическая слабость сильно не соответствует масштабам ее дипломатии. Это слабое место России, которое может повлиять на эффективность российской дипломатии.
Автор — Профессор Исследовательского института международных проблем Фуданьского университета (Шанхай)