Законодательный орган России может стать следующим театром борьбы за власть, которая сотрясает Кремль на протяжении последних трех лет.


На протяжении всех 17 лет, которые президент России Владимир Путин находится у власти, Дума практически не имела никакого значения и в основном служила средством укрепления легитимности российского лидера и козлом отпущения в случае принятия жестких реформ.


Однако Путин, все чаще сталкиваясь с вызовами со стороны кремлевских политических элит, руководителей российских регионов и общества в целом, наделяет этот орган законодательной власти все большими полномочиями, чтобы проталкивать меры, которые ему нужны для укрепления своей власти. И согласно недавно опубликованному докладу московского центра Карнеги, эти властные полномочия, возможно, вскружили голову вновь назначенному спикеру парламента.


Путинский подпевала


Как только Путин занял в 1999 году пост премьер-министра, его партия «Единство» вышла на парламентских выборах на второе место, уступив первенство КПРФ. Борьба была напряженной, и менее чем через две недели благодаря высоким показателям партии «Единство» Путин занял пост президента.


В 2004 году во время очередных выборов партия — известная к тому времени уже как «Единая Россия» — получила большинство мест в Думе. Эта победа обеспечила Путину мандат, необходимый для политической, экономической, общественной консолидации страны, а также укрепления силовых структур.


К выборам 2007 года Кремль сделал все, чтобы добиться самых высоких в истории «Единой России» показателей и таким образом легитимизировать решение Путина поменяться местами с премьер-министром Дмитрием Медведевым в следующем году.


Но очередная попытка Кремля манипулировать выборами в 2011-2012 годах в сочетании с решением Путина вернуться на пост президента встретили негативную реакцию со стороны россиян. Граждане вышли на улицы, проведя самые массовые акции протеста в постсоветской истории России и, в конечном счете, вынудили Кремль пойти на уступки под давлением общественности, выражавшей несогласие впервые за все время пребывания Путина у власти.


Тем не менее, в ходе недавней парламентской гонки в сентябре 2016 года Москва опять прибегла к вмешательству в избирательный процесс — хотя и не так открыто. Президенту нужен был плавный переход без серьезных протестов или беспорядков, чтобы приступить к кардинальным изменениям в своей администрации и в правовой системе России.


Путин по-прежнему имеет высокие рейтинги одобрения, однако из-за ухудшения экономических условий и очевидной чрезмерной политизации в текущих делах страны ширится общественное недовольство. При этом Путин все больше обеспокоен возможными угрозами для своей власти. Следовательно, Кремль принимает меры для предотвращения дестабилизации обстановки, подавляет инакомыслие и проводит кадровые «чистки» в высших эшелонах власти.

 

Создание монстра


Но Путину нужен был сильный и преданный лидер во главе Думы, чтобы провести эти изменения через парламент. С этой целью он назначил на пост спикера Госдумы Вячеслава Володина — бывшего заместителя главы своей администрации. Володин известен тем, что умеет справляться со сложными политическими ситуациями. Более того, Путин назначил его заместителем председателя правительства в 2012 году для того, чтобы унять бурю, возникшую в результате фальсификации результатов парламентских выборов и массовых протестов.


Володин давно стремится пробиться в первые ряды кремлевской элиты, но для этого у него никогда не было власти. И при обычных обстоятельствах на своем посту спикера он не смог бы приблизиться к этой цели. Но, учитывая стремление Путина принимать законы, необходимые для дальнейшего укрепления его полномочий, должность Володина становится более значимой.


Теперь Володин принимает меры для дальнейшего укрепления своей власти в Думе. По данным центра Карнеги, под полный контроль спикера перешли вопросы регламента и законотворческой деятельности. Кроме того, авторы доклада утверждают, что он позиционирует себя в качестве посредника между правительственными чиновниками и законодателями, что дает ему возможность блокировать диалог или не рассматривать законопроекты, действуя по своему усмотрению.


Еще один претендент?


В своих действиях спикер следует схеме, которая для Путина стала слишком привычной. За последние несколько лет самые влиятельные фигуры в Кремле всеми средствами борются за выгодное положение — зачастую не считаясь с президентом.


Например, в конце 2016 года глава компании «Роснефть» Игорь Сечин за спиной у Путина приобрел контрольный пакет акций конкурирующей нефтяной компании «Башнефть». Он также проигнорировал приказ Путина продать акции своей компании кому-нибудь из списка одобренных покупателей и вместо этого продал их партнерам по своему выбору.


Президент Чечни Рамзан Кадыров через соцсети раскритиковал инициативу Министерства финансов сократить субсидии, выделяемые его республике из федерального бюджета, намекнув на то, что без должного финансирования ситуация в пострадавшей от войн Чечне может дестабилизироваться.


А Сергей Чемезов, глава государственного оборонного гиганта «Ростех», занимается покупкой различных оборонных предприятий, добиваясь того, чтобы его фирма была представлена во всех подразделениях военно-промышленного комплекса России. Этому Путин в прошлом пытался препятствовать (Чемезов также купил некоторые из крупнейших в России неразработанных месторождений золота, перехватив их у государственного банка ВТБ в январе на аукционе, длившемся 11 минут, и приумножив тем самым свои несметные богатства).

 

Эти маневры (несмотря на то, что они, несомненно, раздражают российского президента) едва ли можно назвать неожиданными. Ведь Сечин, Кадыров и Чемезов относятся к числу самых влиятельных фигур в России, и на протяжении почти двух десятилетий они были для Кремля стабилизирующей силой — даже если они иногда игнорируют приказы Путина.


Но затем от линии Кремля начали отклоняться и российские политические лидеры второго и третьего звена. Руководители российских регионов — а многие из них обременены федеральными долгами, выплатить которые они уже не в состоянии (или скоро будут не в состоянии) — все больше и чаще выражают свое несогласие.


Более того, чтобы укрепить свою власть, они все чаще ликвидируют в своих регионах органы местного самоуправления. Чтобы усмирить их и предотвратить беспорядки, Путин уволил за последние три недели шесть региональных лидеров и 17 февраля провел заседание Совета Безопасности, чтобы попытаться развеять опасения по поводу широкомасштабной «чистки» в региональных органах власти.


Хотя Володин является одним из верных сторонников Путина, он вполне может выйти из-под контроля, как только сосредоточит в своих руках достаточно власти, как это сделали многие другие представители российской политической элиты. Для президента это может обернуться трагедией. Путину совершенно не нужен еще один соперник-тяжеловес — особенно сейчас, когда угроза его власти продолжает расти. Путин уже начал превращать свою позицию в более жёсткую и авторитарную, но ему по-прежнему нужны сторонники, которые будут претворять в жизнь его стратегию, а не прокладывать себе дорогу к власти.