Из-за России над Европой вновь нависла потенциальная опасность ядерного конфликта. На прошлой неделе американские военные подтвердили перед Конгрессом, что Россия приняла очередные меры для прорыва европейской обороны, тайно развернув крылатые ракеты наземного базирования, способные угрожать континенту и нести ядерные боеголовки. Развертывание Россией этой системы напрямую нарушает Договор о ракетах средней и малой дальности (РСМД) и угрожает безопасности ближайших союзников Америки.


После Второй мировой войны американцы постепенно осознали, что безопасность США напрямую связана с безопасностью и стабильностью Европы. Сейчас главную угрозу для безопасности Европы представляет Россия, под руководством президента Путина систематически подрывающая все те договоренности в области безопасности, которые позволили мирно завершить холодную войну.


Ракеты, которые развернула Россия, особенно опасны и явно дестабилизируют обстановку. Они позволяют России быстро нанести ядерный удар по Европе. НАТО может оказаться вынуждена спешно реагировать, и у нее практически не будет времени, чтобы удостоверится в том, что нападение, действительно, происходит.


Именно для того, чтобы избежать такого исхода, президент Рейган и президент Горбачев и подписали в 1987 году Договор о РСМД, запрещавший обеим сторонам иметь на вооружении способные нести ядерные боеголовки оружие ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров. Это соглашение положило конец ядерному противостоянию сверхдержав в Европе.


Соединенным Штатам и нашим европейским союзникам будет непросто найти эффективный ответ на угрозу, которую представляет Россия — в том числе своими нарушениями Договора о РСМД. Нам необходимо принять оборонительные меры, чтобы защитить себя и своих союзников от российской агрессии. Однако, делая это, мы должны сохранить тот основанный на единых правилах порядок, который укрепляет как европейскую так и — в конечном итоге — американскую безопасность. Вдобавок мы должны ясно дать понять международному сообществу, что Россия нарушает свои договорные обязательства, хотя и пытается это скрыть, отрицая свою злонамеренную деятельность.


На мой взгляд, отвечая на нарушения Россией договора о РСМД, Америка должна руководствоваться следующими четырьмя принципами:


Во-первых, Соединенным Штатам следует тщательно координировать любую свою реакцию с нашими европейскими и тихоокеанскими союзниками и партнерами. Хотя формально Договор о РСМД — двустороннее соглашение между США и Россией, он крайне важен для безопасности наших союзников. Новые российские крылатые ракеты наземного базирования напрямую угрожают нашим европейским союзникам и потенциально опасны также для наших союзников в Тихоокеанском регионе.


Во-вторых, Соединенным Штатам не следует торопиться выходить из Договора о РСМД или нарушать этот договор. Некоторые из моих коллег полагают, что США нужно немедленно начать строить ракеты, запрещенные договором, а также наказать Россию, выйдя из других соглашений о контроле над вооружениями. Это было бы серьезной ошибкой. Чтобы сохранить единый фронт с союзниками, нам нужна политика, однозначно фокусирующаяся на допускаемых Россией нарушениях и на угрозе, которую эти нарушения несут для Европы. Односторонние действия, нарушающие договор, способны переложить вину на Соединенные Штаты и заставить наших союзников по НАТО усомниться в нашей заботе о европейской безопасности.


В-третьих, Соединенные Штаты должны напрямую обвинить Россию в нарушении договора. В ноябре Америка созвала первое с 2003 года заседание Специальной контрольной комиссии (СКК) — механизма для разрешения споров по договору. В ходе этого заседания Россия продолжала настаивать, что она не нарушает Договор о РСМД, несмотря на предъявленные США доказательства проведения ракетных испытаний.


Развертывание Россией запрещенных крылатых ракет заслуживает еще одного заседания СКК. В ходе этого мероприятия Соединенные Штаты должны предъявить новые доказательства и объявить, что Россия серьезно нарушает договор. Помимо этого нам стоит рассмотреть возможность предъявить России ультиматум, устанавливающий крайний срок, до которого она должна вернуться к соблюдению договора. Нам следует дать Москве понять, что отказ выполнять эти требования повлечет за собой ряд ответных шагов, повышающих европейский оборонный потенциал и потенциал сдерживания.


Наконец, Соединенным Штатам и НАТО следует незамедлительно начать проводить в жизнь оборонительные меры, направленные на максимальное снижение угрозы от новых российских крылатых ракет наземного базирования. Эта политика должна сохраняться до тех пор, пока Россия не изменит свой курс. Развертывание крылатых ракет наземного базирования дает России новые возможности угрожать базам и портам НАТО. Соответственно, Соединенным Штатам имеет смысл задуматься о развертывании в Европе новых систем ПРО, включая специальную аппаратуру для обнаружения крылатых ракет, добавочные зенитно-ракетные комплексы Patriot и системы противоракетной обороны ближнего действия.


Развертывание Россией этих ракет — серьезная угроза для Соединенных Штатов и для наших союзников. К несчастью, предпочтительный для нас исход этой ситуации — то есть соблюдение Россией Договора о РСМД- выглядит все менее вероятным. Однако использовать это как предлог, чтобы полностью отказаться от совместных с Российской Федерацией попыток кончтроля над вооружениями, было бы серьезной ошибкой. Вместо этого нам необходимо пойти на решительные меры и обвинить Россию в нарушениях договора, одновременно предпринимая оборонительные шаги в области безопасности, чтобы защитить нашу собственную безопасность и безопасность наших союзников.


Бен Кардин — сенатор США от штата Мериленд и заместитель председателя сенатского комитета по международным отношениям.