Российские военные прошлой осенью разместили в Калининградской области батарею ракетных комплексов ближнего радиуса действий «Искандер», способных оснащаться ядерным оружием. Калининградская область — это российский анклав, расположенный между Польшей и Литвой, а его площадь составляет 15,5 тысяч квадратных километров. Этот шаг вызывает тревожный вопрос: считает ли Москва возможным ограниченный ядерный конфликт в Европе?
Подобная идея должна у всех вызывать ужас. Конфликт с применением тактического ядерного оружия может легко перерасти в обмен стратегическими ядерными ударами — в результате которого не только в значительной мере будет разрушена Россия, но и нанесен масштабный ущерб Соединенным Штатам и Западной Европе. Что можно сделать для того, чтобы предотвратить это?
Россия все чаще бряцает оружием и угрожает. В опубликованном в январе 2016 году Ежегодном докладе НАТО подчеркивается, что российское вооруженные силы проводят учения, в том числе «имитирующие ядерное нападение на союзников по НАТО и на их партнеров». Как отмечает бывший сотрудник Министерства обороны Марк Шнайдер (Mark B. Schneider) в своей статье, опубликованной в последнем номере издаваемого организацией «Военно-морской институт США» журнала Proceedings, Москва, судя по всему, взяла на вооружение стратегию «эскалации — деэскалации», отвечая тем самым на потенциальную возможность конфликта с применением обычных вооружений с помощью постоянно возрастающей угрозы применения ограниченного ядерного удара.
Принятое в прошлом году Соединенными Штатами и союзниками по НАТО решение о размещении систем противоракетной обороны на юге Румынии возмутило Москву. «Для нас это непосредственная угроза. Они приближаются к линии огня, — заявил адмирал Владимир Комоедов, (бывший) председатель комитета российской Государственной Думы по обороне и бывший командующий российским Черноморским флотом. Второй центр размещения противоракетных комплексов в настоящее время только создается в Польше, а функционировать он начнет в 2018 году.
Русские не верят утверждениям Соединенных Штатов о том, что системы противоракетной обороны НАТО направлены на защиту Европы от нападения со стороны таких государств-изгоев как Иран. «Россия делает все необходимое для своей защиты в ответ на приближение НАТО к своим границам», — сказал Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента Владимира Путина, отвечая на критику Запада по поводу размещения ракетных комплексов в Калининградской области. «Позиция Румынии и позиция ее руководства, превратившего страну в форпост, является для нас явной угрозой», — заявил в прошлом месяце Александр Боцан-Харченко, высокопоставленный сотрудник российского Министерства иностранных дел.
Амбиции г-на Путина явно направлены на то, чтобы Россия восстановила свое влияние на своих бывших сателлитов в Восточной Европе, и он не прочь использовать для этого в качестве рычага давления свой ядерный арсенал. «Российская сторона по неофициальным каналам несколько раз выступала с угрозами и предупреждала о том, что в случае продолжения сопротивления русские готовы применить против нас тактическое ядерное оружие», — сказал в сентябре 2014 года, спустя шесть месяцев после захвата Крыма, бывший в то время министром обороны Валерий Гелетей.
Кто будет следующей жертвой российской агрессии? НАТО является единственным барьером, предотвращающим дальнейшее российское вмешательство на Украине, а также главным препятствием для реализации намерений г-на Путина в отношении прибалтийских государств — Эстонии, Латвии и Литвы. Лучшим ответом Альянса на агрессивную ядерную риторику России является громкое подтверждение приверженности принципу коллективной самообороны, содержащемуся в Статье 5 Североатлантического договора.
Ранее в этом году несколько десятков военнослужащих американских частей специальных операций прибыли в прибалтийские государства. Их заявленная миссия состоит в сборе разведывательных данных, а также в оказании помощи в подготовке очень небольших вооруженных сил этих стран. Их подразумеваемая миссия состоит в напоминании русским о том, что в случае нападения на этих членов НАТО Россия будет находиться в состоянии войны с Соединенными Штатами.
С учетом явной опасности эскалации в результате использования тактического ядерного оружия в Европе важнейшее значение имеют меры, направленные на предотвращение военных действий, возникающих в результате неправильной оценки ситуации. «Нам необходимо установить качественную коммуникацию с русскими, — подчеркнул прошлым летом на заседании Атлантического совета бывший главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав. — Поначалу это может не получиться и вызвать разочарование… но Россия понимает, что значит мощь, сила и единство».
Недавно г-н Путин проинформировал участников заседания коллегии своего Министерства обороны о том, что он намерен усилить ракетные войска стратегического назначения. Вполне возможно, что именно это заставило бывшего советского лидера Михаила Горбачева написать в журнале Time о том, что «высказывания политических и военных лидеров становятся более воинственными, а военные доктрины более опасными… Все это выглядит так, как будто мир готовится к войне».
Наращивание Россией вооружений должно быть встречено сравнимым наращиванием американских как ядерных, так и обычных вооружений, и нужно заставить г-на Путина понять, что Москва не может победить в гонке вооружений с Вашингтоном и что Соединенные Штаты и их союзники по НАТО не могут смириться с угрозой конфликта с применением тактического ядерного оружия в Европе.
Г-н Стирмэн — бывший директор программы по изучению России Джорджтаунского университета. Во время правления президента Никсона, Форда, Рейгана и Джорджа Буша-старшего он был сотрудником аппарата Совета национальной безопасности. Он также является автором книги «Американское приключение — Путь в Белый дом от ранней авиации и через три войны» (An American Adventure, From Early Aviation Through Three Wars to the White House).