Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему террористы всегда выбирают метро

Московское метро взрывали пять раз. В понедельник произошел взрыв в Санкт-Петербурге. И в других городах метрополитен постоянно становился объектом атак террористов. Но почему?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему метро постоянно становится мишенью террористов? Потому что это так называемая мягкая цель. В контексте терроризма так называют незащищенные цели или объекты, которые в нормальных обстоятельствах не подлежат охране, чаще всего общественные места или важные элементы инфраструктуры. Метро является и тем, и другим. В крупных российских городах метро — основной вид общественного транспорта.

К станции метро в Петербурге, на которой в понедельник произошел взрыв, люди несут цветы, свечи и мягкие игрушки. В результате взрыва погибло свыше десяти человек, десятки ранены. Предполагаемый смертник, по данным спецслужб, был киргизом по происхождению. Он родился в 1995 году в Оше. Россия в прошлом не раз становилась целью террористических атак чеченцев. Все они до этого момента выбирали Москву. Сейчас и жители Петербурга не чувствуют больше себя в безопасности.


«Я не знаю, что я должен сказать. Возможно, людям, которые отвечают за безопасность, нужно быть более ответственными». «Я думаю, что власти уже сделали многое, например, установили металлодетекторы. Но это не помогло». Сострадание людей после взрыва в Петербурге велико. И к российскому посольству в Берлине люди несут цветы и зажигают свечи. После событий в Петербурге меры безопасности были усилены и на общественном транспорте в Париже. Во Франции из-за ряда атак исламских экстремистов введен режим чрезвычайного положения.


В январе 1977 года московское метро впервые стало объектом террористического акта. Вечером 8 января в переполненном метро произошел взрыв. Семь пассажиров погибло, еще 37 получили ранения. В 1979 году по обвинению в убийстве были казнены трое армянских сепаратистов.


Июнь 1996 года: снова вечером в переполненном метро взрывается спрятанная под сиденьем вагона бомба. Четыре человека погибло. Ответственность за теракт взяли на себя сепаратисты из Чечни.


Февраль 2004 года: в 8.30 утра 6 февраля 20-летний чеченец совершил самоподрыв. 39 человек погибло, до 230 получили ранения. Спустя лишь шесть месяцев у входа на оживленную станцию метро самоподрыв осуществила чеченка. Одиннадцать человек погибло, среди них и смертница и ее соучастник.


Март 2010 года: в 7.56 утра 29 марта на станции Лубянка раздался взрыв. Станция находится в непосредственной близости от здания ФСБ. В 8.38 раздался взрыв на станции «Парк культуры». Началась массовая паника. В результате совершенного двумя смертницами теракта погибло 40 человек.


Идеальная «мягкая цель»


Но не только в Москве террористов привлекает метро. Брюссель в 2016 году, Минск в 2011, Лондон в 2005, Париж в 1995, Токио в 1995. И вот Санкт-Петербург. Днем 3 апреля произошел взрыв на перегоне между двумя станциями. 14 человек погибло. Но почему метро стало такой привлекательной целью для террористов?


Метро является так называемой мягкой целью. В контексте терроризма так называют незащищенные или при нормальных обстоятельствах не подлежащие охране цели. Чаще всего это общественные места или важные элементы инфраструктуры. Метро является и тем, и другим. Прежде всего, в крупных российских городах, таких как Москва и Петербург, метро — основной вид общественного транспорта. Ежедневный пассажиропоток составляет несколько миллионов человек. Поезда курсируют с минутным интервалом.


Система метро безнадежно перегружена


При этом метрополитен уже давно находится на грани в смысле загруженности. Каждый день метро в российской столице пользуются 6,5 миллионов человек (данные 2011 года). Московское метро представляет собой не только систему с самыми глубоко заложенными туннелями и станциями мира, но и одним из самых загруженных в мире. Только в Токио, Сеуле, Пекине и Шанхае цифры пассажиропотока больше. Особенно в утренние и вечерние часы линии метро в Москве и Петербурге безнадежно перегружены. Люди стоят в очереди, чтобы войти на станцию.


Хаос


Не случайно террористы атакуют именно в это время. Плотность настолько велика, что человеческие жертвы неизбежны. В тесном пространстве станций, туннелей и поездов взрывы могут иметь еще большую силу. Меры контроля из-за такой большой массы людей практически невозможны. После терактов 2010 года метро в Москве и Петербурге было оборудовано металлодетекторами. Но вряд ли сотрудникам метрополитена в час-пик удастся проверить каждого пассажира. Потому что каждая приостановка пассажиропотока приведет к хаосу. Это знают и террористы. Атака на метро парализует всю транспортную систему города. Ее последствия ощущаются еще на протяжении нескольких дней, как это произошло в Петербурге. Во вторник были закрыты станции метро. В полицию поступали анонимные звонки о возможном заминировании туннелей.