Протесты в России, руководимой сильной рукой президента Путина, что-то необычное. Это касается и протестов одной профессиональной группы, которая с ноября 2015 года выражает свое недовольство на улицах. Тысячи водителей грузовиков в течение полутора лет организуют забастовки и блокады из-за новой системы взимания пошлин за пользование дорогами. После того как протесты недавно достигли своего пика, некоторые магазины в российских регионах объявили о проблемах со снабжением.
«Платон» не считается правильной системой
Российская система взимания платы с грузовиков носит гордое имя «Платон». Хотя за счет доходов от системы должны быть приведены в надлежащее состояние дороги по всей стране, и самый большой вред покрытию наносится именно тяжелыми грузовиками, сопротивление новой системе велико. На баррикады вышла не целая отрасль, однако бастующие уже добились от правительства значительных уступок.
Название «Платон» является сокращением от словосочетания «плата за тонны». Сбор взымается с федеральных трассах с грузовиков весом свыше двенадцати тонн. Вначале он составлял 1,5 рубля за километр, а в середине этого месяца был увеличен до почти 2 рублей. Изначально при введении системы в 2015 году планировалась плата в размере свыше трех рублей, но последовала большая волна протестов во многих российских регионах. С этого момента Москва понизила налог на транспорт, а также штрафы за нарушения правил оплаты проезда, и недавнее повышение тарифа также изначально должно было быть значительно больше.
Центром сопротивления стал Дагестан на Северном Кавказе, где в протестах против введения новой системы участвовали свыше 17 тысяч дальнобойщиков. Их гнев не испарился — за последние недели снова тысячи водителей провели акции протеста. Полиция принимает меры против блокирования дорог. Поскольку протесты не имеют центральной организации и относятся только к отдельному профсоюзу, Кремль не расценивает их как угрозу.
Все дело в том, что регионы являются относительно бедными, и логистика там организовывается не компаниями с собственным автопарком, я самостоятельно водителями. Зачастую в их распоряжении находится только один грузовик, на котором они работают за свой счет, и часто в теневой экономике, без регистрации и уплаты налогов. Дальнобойщики жалуются, что из-за дорожных сборов их доход будет таять, но это не единственная проблема. Регистрация в системе «Платон» сделает их видимыми для властей (на что она также и была направлена; теневая экономика занимает в России большое место).
Борьба против государственного надзора
Но «Платон» — не конец этой истории. Москва также работает над контролем максимальной загрузки грузовиков. Предусмотренные штрафы за превышение веса могут быть губительными для небольших компаний. Эту тенденцию увеличения контроля протестующие хотят побороть как можно раньше. В других регионах страны, где работают профессиональные логистические компании, жалоб меньше. Крупные торговые сети, поставки которым осуществляют эти компании, не жалуются на сбои в поставках, в отличие от небольших магазинов, которые сотрудничают с отдельными водителями.
Кроме того, систему «Платон» критикуют по стране из-за слухов о круговой поруке. То, что деньги действительно идут на строительство дорог, в этом есть сомнения. В апреле 2013 года правительство объявило тендер на выбор компании по введению системы. В тендере участвовали и такие зарубежные компании как Siemens, но после начала украинского кризиса конкурс был отменен. По соображениям национальной безопасности, как тогда было объявлено.
Вместо этого Москва в августе 2014 года передала заказ без проведения торгов компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» РТИТС, которая наполовину принадлежит бизнесмену Игорю Ротенбергу. Игорь — сын Аркадия Ротенберга, близкого друга Владимира Путина, на которого распространились санкции Вашингтона из-за украинского кризиса. Вместе со своим строительным концерном и Аркадий Ротенберг оказывается в большом плюсе, получая госконтракты.
Компания в выигрыше
Для РТИТС система взимания дорожной платы — хороший бизнес. В создание системы, которая фиксирует грузовики при помощи онлайн-формуляра или пеленгатора, компания инвестировала только два миллиарда рублей собственных средств. Также был выдан банковский кредит в размере 478 миллионов франков в пересчете на швейцарскую валюту. Для функционирования системы РТИТС ежегодно получает из федерального бюджета, по меньшей мере, 195 миллионов франков, что соответствует половине доходов, которые государство в 2016 году получило от системы. Однако ее отмена — максимальное требование демонстрантов — не обсуждается. В этой связи не ожидается и окончание протестов.