Osttüringer Zeitung: Европейский союз должен принять решение, продлевать ли санкции после 31 июля. Какие последствия ожидаются в этом случае для российской экономики?
Хайнрих Штайнхауэр: Я думаю, санкции будут продлены. Это приносит вред, но также и пользу российской экономике. Диверсификация развивается, то есть отечественная экономика осваивает все новые отрасли, которые ранее были заняты. Добавочная стоимость в стране растет.
— То есть, Россия выигрывает от санкций?
— Я считаю, что санкции придадут России новую силу. При помощи санкций оказывается внешнее давление, из-за которого осваиваются новые экономические области. Пример — сельское хозяйство, в России импортируются только некоторые категории товаров ежедневного потребления, страна — на самообеспечении, за исключением некоторых люксовых продуктов и экзотических фруктов. Россия сама стала экспортером. Это может перенестись и на другие экономические отрасли.
— Многие тюрингские предприятия опасаются из-за санкций продолжать торговлю с Россией. Это целесообразно?
— Начнем с того, что санкции затронули только небольшое количество отраслей, то есть существует достаточно возможностей для продолжения торговых отношений с Россией. Из 1000 запросов предпринимателей мы были вынуждены отклонить только семь из-за возможного нарушения санкционного режима. Последовательность и надежность — очень важные предпосылки. Тот, кто не оставляет партнера и действует в правовых рамках, закладывает основу для будущего бизнеса.
— Почему компаниям не стоит ждать?
— Рынки никогда не остаются долгое время незанятыми. Если они заполнены, то остаешься за бортом — и зачастую надолго. Чтобы снова вернуться, нужно заплатить высокую цену. Было бы фатальной ошибкой оставить собственные сети в России.
— В каких экономических отраслях у тюрингских компаний есть шансы на новые экспортные сделки с Россией?
— Во всех промышленных сферах, в которых задействованы технологии, на которые не распространяются санкции. Россия стремится к хорошему технологическому оснащению — именно из этого немецкие компании могут извлечь выгоду.
— Многие компании отпугивает коррупция. Она действительно настолько распространена?
— Коррупция существует. Но то, как ее воспринимает Запад, это миф. Коррупция есть и в Германии, хотя и в исключительных случаях. В России эти исключения встречаются несколько чаще. Но государство в последние годы более активно борется с коррупцией.