Недавно в Грузии были опубликованы результаты опроса общественного мнения, который провел американский Национально-демократический институт (NDI). На вопрос, должна ли Грузия присоединится к Евразийскому Союзу или к Европейскому Союзу, ответы распределились следующим образом: 65% хотят в Евросоюз; 21% — Евразийский Союз, 7% — против обоих союзов. Был задан вопрос о пророссийской и антизападной пропаганде, которые заметно увеличились за последние годы: 47% согласны с тем, что в Грузии есть русская пропаганда, 27% — не согласны, 26% — не знают. 39% опрошенных считают, что российская пропаганда распространяется через грузиноязычные каналы, 34% — через политические партии; 32% — через интернет и соцсети; 15% — уверены, что посредством негрузиноязычных телеканалов.
Какова ситуация в стране и какие технологии применяются для распространения пророссийской и антизападной пропаганды? Об этом мы поговорили в интервью с Тамар Кинцурашвили, исполнительным директором Фонда развития Медиа (MDF).
«Грузия online»: Ваш фонд подготовил итоги исследования «Антизападная пропаганда в Грузии: отчет медиа мониторинга» за 2016 год. Какую картину получили?
Тамар Кинцурашвили: Первое наше исследование «Анализ содержания СМИ» мы провели в 2014-2015, хотя были и другие исследования, касательно оценки стратегии правительства по евроинтеграционной коммуникации, где также были отображены итоги промежуточного мониторинга. В основном, акцент был сделан на взаимоисключающие мессиджи от представителей власти, которое плавно перетекло в 2016 год, что остается проблемой и сегодня. Правда, после выборов 2016 года количество таких мессиджей снизились, так как некоторые акторы, напр.Гоги Топадзе, Тамаз Мечиаури не состоят в составе коалиции. В последнее время сравнительно уменьшились такие мессиджи от членов партии «Грузинская мечта», возможно, следят за нашими исследованиями и больше пекутся о своем имидже, хотя, хотя тот же депутат из большинства, Нукри Кантариа отличался своими гомофобными заявлениями, связывая с западом иной образ сексуальной жизни и воспринимая это как проблему.
Надо отметить, что перед парламентскими выборами 2016 года, между партиями «Промышленники» Гоги Топадзе и «Грузинская мечта» Иванишвили были разногласия по внешней политике, в результате чего промышленники вышли из провластной партии. Несмотря на политический развод, в составе парламентского большинства для них искусственно была создана отдельная фракция «Промышленники спасут Грузию». В этой же фракции состоят и члены правящей партии из «Грузинской мечты». С помощью определенных манипуляций эти две политические субъекты оказались вместе в провластном большинстве.
— Какие взгляды распространены среди населения?
— Мы не проводим опрос населения, поэтому, ничего не могу сказать. Во всех обществах встречаются гомофобные настроения, но проблема возникает тогда, когда представители правящей политической команды озвучивают аналогичные мессиджи, что сеет ненависть среди населения и трансформируется в мотивированное преступление. В нашем обществе пободные случаи встречаются часто, поэтому правящая партия и госчиновники несут больше ответственности перед обществом. Не стоит забывать и о том, что внесенные поправки в Конституцию по поводу дефиниции «семья» инициированы от правящей партии, тогда как ни по каким исследованиям это не являются первостепенной проблемой для Грузии и усиливает гомофобный и антизападный наратив.
— Какие политические партии, неправительственные организации (НПО) или движения проводят антизападную пропаганду?
— В нашем исследовании в основном фигурируют грузинские ресурсы. Мы провели мониторинг грузинских СМИ, ведь большинство населения смотрит, слушает и читает их на грузинском языке. Мы считаем, что те этнонационалистические СМИ, которые завуалированно декларируют свою прорусскую позицию, опасны больше, чем те же российские, у которых меньше легитимации в обществе и которые распространяют свои мессиджи, ссылаясь на якобы англоязычные СМИ. Здесь запущена дефлекционная модель, при которой осознанно переносится внимание от первоисточника.
Мы разделили политиков на две группы: 1. Открыто прокремлистские, которые не скрывают свою прорусскую ориентацию, заявляя, что спасение Грузии только в сближении с Россией и т.п. 2. Антилиберальные этнонационалисты. Исходя из содержательного анализа, мы убедились, что у них абсолютно идентичные послания, только позиционируют по разному. Преподносить в этнонационалистической, патриотической обертке намного выигрышно, чем открыто декларировать, что поддерживают Россию. Итоги последних выборов показали, что партия Ирмы Инашвили «Альянс патриотов» оказалась намного успешной и получила больше голосов, чем партия Нино Бурджанадзе «Демократическое движение — Единая Грузия». Наша цель, показать общественности, что такие партии в своих посланиях ничем не отличаются друг от друга.
— Уточним — есть ли разница между антизападной и антилиберальной риторикой?
— Можно поставить знак равенства, только формы презентации разные. Бурджанадзе прямо говорит, что нам не нужен НАТО, т.е. альянс принесет опасность, нас не примут, напрасно мы стараемся вступить, лучше избрать другой путь — с РФ или безблочный статус. Тархан-Моурави (партия И. Инашвили «Альянс патриотов», прим.ред.) скептически относится к евроинтеграции и по-иному рассуждает: знаете, среди наших сторонников есть как противники вступления в НАТО, так и сторонники. Зачем нам уничтожать друг-друга из-за того, что нереально?— Разное позициирование и с первого взгляда, вряд ли можно поставить знак равенства, но цели идентичные.
По показателям 2016 года, мы причислили правящую партию «Грузинская мечта» к гибридному объединению, хотя исходя из наших данных, можно сказать, что в 2017 году произошли изменения — антизападных заявлений стало меньше, но конституционная инициатива со стороны правящей партии, относительно внесения изменений для определения брака, усиливают гомофобные настроения и содержат антизападный контекст.
Что касается неправительственных организаций, здесь мы имеем довольно фрагментарную картину, хотя некоторые отличаются своей активностью в этом направлении, напр. «Институт Евразийского Союза» или «Объединение правозащитников», которые открыто заявляют о своей пророссийской позиции.
— Они финансируются из России?
— У них непрозрачное финансирование, поэтому, нам не известно, откуда и кем финансируются и на их вебсайтах не указано, хотя «Институт развития свободы информации» провел серьезное исследование, где видна их связь с фондом Горчакова и другими российскими организациями. Можно перечислить и другие прокремлевские грузинские СМИ: «Geworld.ge.(Грузия и мир)», «Сакинформ», «Politicano». Анти-либеральные и этнонационалистические СМИ: газета «Асавал-Дасавали», ТВ-канал «Объектив», медиа-холдинг «Алиа», которая выпускает газеты «Алиа», «Квирис хроника (Хроника недели)» и т.д Наши исследования также показали, что некоторые, открыто прокремлевские издательства финансировались с госбюджета Грузии, например, «Тбилиси 24», у них был оформлен контракт с Министерством исполнения наказания и пробации. Контракт, кстати, действует и сегодня.
— Насколько помню, «Тбилиси 24» связано с Бедукадзе…
— Да, связано с ним, правда, прямое владение не обнаруживается, но, исходя из информации и от тех, кто там работает, проявляется связь с Бедукадзе, хотя теперешний менеджмент это отрицает. Формально, по документам он не фигурирует владельцем, но это вовсе не означает, что с ним не связано.
Есть опасения, что стремление Грузии, вступить в НАТО может повлечь за собой потерю наших оккупированных частей, чем и спекулируют пророссийские партии и организации…
Подобные убеждения распространяют сознательно и в определенной степени нацелены на эмоциональное восприятие, с последующей манипуляцией общественного мнения. По показателям 2016 года, скептицизм в отношении альянса был довольно значительным, одна из причин состояла именно в опасении потери наших оккупированных территорий, Абхазии и Самачабло /Южная Осетия/. Мы знаем, что есть прецедент разделенной Германии, западная часть которой стала членом НАТО, что не помешало восстановлению территориальной целостности этой страны. В нашем случае, международное сообщество не признает независимость Абхазии и Самачабло, разве только Россия и один-два ее партнера.
— Какую позицию занимает грузинская православная церковь?
— В нашем исследовании фигурируют отдельные духовные лица, которые придерживаются ярко выраженного, антизападного мнения, хотя это не показатель позиции всей патриархии. Параллельно делались заявления, поддерживающие евроинтеграцию, поэтому и здесь мы имеем противоположные высказывания, я имею в виду декларированные заявления. Все они официально действующие священнослужители, единственный Басили Мкалавишвили официально не представляет ГПЦ, так как его отрекли от церкви.
Параллельно вашему главному ресурсу «Фонда развития Медиа (MDF), успешно работает другой ваш проект «Детектор мифов», где много примеров аргументированного опровержения дезинформации. Какие страны распространяют больше дезинформации о нашей стране?
Именно при помощи метода дефлекции, такими шокирующими фактами намеренно вводят общество в заблуждение и придают больше легитимности своему посланию. Если, например, издаваемая у нас желтая газета «Асавал-Дасавали» напишет, к тому же, для большей убедительности рядом с текстом опубликует фотографию и укажет, что новость из сайтов «Правда.ру» или «Журналистская правда», то естественно, вряд ли поверят российским ресурсам. Или еще пример дезинформации, что в Англии истребляют людей только для того, чтобы сшить одежду с человеческой кожи. В реальности, некий французский дизайнер, который работает в английской компании «Human Leather», решил создать одежду, которая по фактуре была бы приближена к человеческой коже.
Возможно, подобный замысел не всем нравится, но он ничего общего не имеет с убиением человека только для того, чтобы британцы носили человеческую кожу. Как происходит легитимация такой новости? Если информация была бы на русском, априори, никто не поверил бы, поэтому придумали фейковый сайт на английском языке humanleather.co.uk. Если внимательно проверить, то окажется, что это буферный сайт, созданный для обоснования источника информации, многократно получивший report. Для большей убедительности, такие ресурсы зарегистрированы в Америке.
— Кроме дефлекционной модели, какие еще методы применяют для распространения антизападной пропаганды?
— Например, истории, написанные в сатирико-юмористическом ключе, которые преподносят читателям как реальные. В таких случаях, в определенной степени применяется метод демонизации: берут советские мифы, например, вымышленный, т.н. план Даллеса, а не план ЦРУ, который прямо скопирован с художественного произведения и направлен на деморализацию постсоветских стран, то же самое относительно вируса СПИД и др. В основном применяют манипулятивные заголовки, фото, видео фабрикации.
— Вы планируете ознакомить власть с вашим исследованием?
— Наши исследования всегда содержат рекомендации, адресованные не только к госструктурам, но и НПО, партиям, СМИ. Важное значение имеет медиа-образование, у нас есть совместная программа с Deutsche Welle, которая способствует развитию фото-видео перепроверки информации. Социальные СМИ расширили свои возможности, ежедневно мы получаем огромное количество информации и чтобы поневоле не способствовать распространению дезинформации, необходимо иметь определенные знания для ее оперативной проверки. Современные технологии улучшили ситуацию с точки зрения плюрализма, но появились и побочные явления, которые применяют такие тоталитарные страны, как Россия и те силы, которые служат российской пропаганде. С другой стороны, в странах с нетрадиционной демократией опасны всякие ограничения, которые могут распространится не только на пропагандистские платформы, но и привести к полному запрету критической мысли.
Это серьезная проблема не только для Грузии, но как мы убедились, стала головной болью и для мирового сообщества, так как русская пропаганда действует намного организованнее и оперативнее. В Грузии, в этом направлении работаем не только мы, но и другие организации. В создавшейся ситуации главным актором является власть, которая с опозданием, но все же, под влиянием и активностью гражданского общества, адвокатирования, впервые, на уровне главного политического документа, признала российскую пропаганду как опасность. Власть должна выработать продуманный план действия и применить все имеющиеся возможности против дезинформации. Мы надеемся, что за стратегией последуют реальные шаги, нацеленные на правильную и своевременную информированность нашего общества.
— Группа стратегической коммуникации ЕС выпустила итоговый отчет, в который вошла ваша организация «Фонд развития медиа». Что это для вас означает?
— Очень многие страны, в том числе и мы, сотрудничаем с EU Stratcome. В группу входят более 300 экспертов с разных стран, постоянно происходит обмен информацией. Для нас очень важно быть в курсе событий, разбираться в фактах и не путать их с фейками; следить за тем, какие тенденции доминируют, т.е. не отставать от событий в медийном пространстве. Для нас важное значение имеет тот факт, что мы попали в отчет ЕС, это показывает, что проведенные нами исследования и анализ ситуации в Грузии, вызывают интерес и признан как надежный источник. Мы сотрудничаем с группой стратегической коммуникации и перманентно обмениваемся информацией.