Начиная с 2000 года, китайские банки и предприятия выделили 77 миллиардов евро странам, имеющим для Китая стратегическое значение.


«Мой поезд, моя история». Новый документальный фильм, показанный на китайском телевидении, это ода китайским инвестициям в страны Африки. Две серии фильма посвящены новой железнодорожной линии, построенной в Кении компанией China Road and Bridge Corporation. В этих сериях китайцы расхваливают заслуги своих инженеров и рассказывают о готовности правительства поддержать африканский континент на пути его роста.


Эта риторика не нова. Первая железнодорожная линия была построена Китаем в Африке в 1975 году. Она соединяла Танзанию с Замбией и уже тогда претендовала на образец сотрудничества Юг-Юг. В то время стоимость работ составила 450 миллионов евро и финансировалась за счет беспроцентного кредита Пекина.


Сорок лет спустя расходы значительно увеличились. Строительство открытой 31 мая линия Найроби-Момбаса обошлось в 3,2 миллиарда евро. Сумма в четыре раза превысила первоначальные расчеты и в пять раз больше, чем на строительство такой же линии в Европе. Ее открытие произошло четыре месяца спустя после запуска линии Аддис-Абеба — Джибути, на которую было потрачено 4 миллиарда долларов, то есть четверть национального бюджета Эфиопии.


Сигнал тревоги


Погашение долгов представляется весьма затруднительным даже на льготных условиях. C 2000 года правительство Китая, его банки и предприятия предоставили Африке 77 миллиардов евро. Большинство из этих кредитов обеспечиваются поставкой сырья, цены на которое все время падают. Практически вся ангольская нефть уходит на то чтобы погасить перед Китаем долг в 20 миллиардов долларов. Государственная казна пуста и Ангола находится на грани банкротства.


МВФ прогнозирует рост на 2,6 % в 2017 году и на 3,5 % в 2018 в Черной Африке. После катастрофического 2016 года рост может начаться в Нигерии и Южной Африке, и он останется ниже 1 % считают экономисты из МВФ и Всемирного банка. Они опасаются увеличения государственного долга и роста инфляции.


Как при таких условиях африканские страны смогут погасить долги? Всемирный банк бьет тревогу, считая стоимость китайских инвестиций в африканскую инфраструктуру слишком высокой. В Кении, например, China Exim Bank профинансировал 90% работ без объявления тендера, в то время как Китай уже является крупнейшим кредитором Кении и владеет половиной внешнего долга этой страны.


Сдаться на милость китайской экономики


Правительство Кении утверждает, что новая железнодорожная линия позволит увеличить рост на полтора процента и таким образом страна сможет погасить долг только в течение четырех ближайших лет. «Это ложь»,- считает Кваме Оуино (Kwame Owino), директор института Экономики в Найроби. Он напомнил, что за последние три года задолженность страны увеличилась втрое: «У правительства не будет другого выхода кроме как повысить налоги».


Несомненно, было бы более целесообразно модернизировать старую линию, построенную в 1896 году. «Нам следует задаться вопросом, почему наше правительство так плохо вело переговоры », — считает Кваме Оуино. Уже на подходе новые проекты: линия Рифт-Найваша(Rift Valley-Naivasha), которая обойдется в 1,5 миллиарда долларов и Найваша-Кисуму (Naivasha- Kisumu) рядом с границей Уганды, стоимость которой составит 3,5 миллиарда долларов.


На Центральную Африку сыплются миллиарды, а Китай этим манипулирует. Африканские банки богаты и могут в любой момент потребовать погасить долг или, наоборот, облегчить платежи. Такая страна как Южная Африка находится во власти китайской экономики.


«Давление на африканские страны очень велико», — подтверждает Карлос Казанова (Carlos Casanova), главный экономист кредитно-страховой компании Coface в Гонконге. «У меня очень пессимистичные прогнозы относительно Мозамбика пережившего дефолт в 2017 году, Южной Африки, которая очень зависит от Китая, Замбии и Анголы. У Кении есть преимущество, так как она является частью китайских проектов Шелкового пути и в рамках этого проекта пользуется практически неограниченными кредитами».


«Ни ангел, ни демон»


«Ни для кого не секрет, что у Китая большие виды на Африку», — говорит Говард Френч (Howard French), автор книги «Второй континент Китая. Как миллион мигрантов строит новую империю в Африке». «Но китайское правительство уже больше не главный элемент этого феномена. Если взглянуть на ситуацию с объективной точки зрения, Китай является источником огромных возможностей для стран Африки. Нельзя смотреть на вещи с одной точки зрения: Китай не ангел и не демон для Африки».


Если сравнивать китайские и американские инвестиции мы увидим, что американцы вкладывают 66% в разработку месторождений и нефть, а китайцы 28%. Эфиопия и Кения, которые больше всего выигрывают от китайских кредитов, не богаты сырьем. Эфиопия получает в два раза больше кредитов, чем Судан. Таким образом, вопрос заключается не в том, что китайские инвестиции мотивированы сырьевыми ресурсами, а как распорядиться этой манной небесной.


«Наличие такой сильной экономики с таким высоким ростом, которая широко инвестирует в крупные проекты, может помочь Африке только при условии, что она будет вкладывать инвестиции в хорошо управляемые и стабильные страны. Нужно чтобы африканские правительства научились правильно проговаривать эти инвестиции», — говорит Говард Френч.


«Но я не думаю, что Китай отвернется от Африки. Со стратегической точки зрения, Китаю будет по-прежнему необходимо импортировать сырье, а также сельскохозяйственные товары или мясо. Но интенсивность торговли может снизиться. Инвестируя в будущем, Китай будет больше внимания уделять коммерческой выгоде», — подводит итог Карлос Казанова, надеясь, что Африка сможет извлечь выгоду из своих хороших отношений с китайскими банками.