Европейцы достойны сожаления, говорит российский министр иностранных дел. Ибо многие проблемы по обеспечению безопасности не решены из-за возросшего напряжения в отношениях с США — от изменения климата и бедности до голода в мире. И вместо этого растет угроза терроризма и проблема с миграцией.
Сергей Лавров, профессиональный политик, выступает в Берлине по приглашению фонда Кёрбера на тему «Россия и ЕС в изменяющемся мире», и у него готово утешение для изнуренных европейцев: «Это не в нашем характере — быть злопамятными и надуваться». Что должно означать: потенциал для «мирной ситуации между ЕС и Россией» был бы по-прежнему велик, если бы европейцы не позволяли американцам подстрекать себя против Москвы.
В респектабельном отеле «Адлон», прямо у Бранденбургских ворот, Лавров уверяет, что Россия была за воссоединение Германии уже тогда, когда «некоторые партнеры из антигитлеровской коалиции не хотели этого». Также и в недавнем прошлом Россия, по его словам, всегда проводила образцовую политику.
Кризис на Украине? Он был «спровоцирован близорукой политикой США и ЕС, в то время как Москва желает видеть демократическую и стабильную Украину», в которой «не создается искусственная русофобия». Аннексия Крыма? Где там! Тамошний региональный парламент был, по его словам, единственным законным органом, в то время как фашисты захватили власть в Киеве, и решение этого парламента о присоединении к России было осуществлено.
Поддержка кровавого диктатора в Сирии? «Мы не поддерживаем Асада», — говорит Лавров, Россия лишь хочет добиться того, чтобы сирийцы могли сами определять свою судьбу.
Никакого преступления и никакого наказания
Оратор подает себя как антипод Достоевского: никакого преступления и никакого наказания. Россия не сделала ничего неправильного. Это, по видению Лаврова, американцы создали разграничительные линии после краха СССР. О том факте, что тогдашний Вашингтон при Джордже Герберте Уокере Буше (George H. W. Bush) в действительности очень старался сохранить реформированный Советский Союз, с которым покончили тогда русские и украинцы, в этом романе ничего не говорится.
Не могла бы безупречная Москва хотя бы сделать так, чтобы в Чечне не убивали больше гомосексуалистов? Об этом, к сожалению, Лавров ничего точно не знает.