После переговоров, начавшихся в 2014 году, Иран и Россия достигли соглашения, согласно которому Иран будет экспортировать в Россию 100 тысяч баррелей нефти в день в обмен на 45 миллиардов долларов. По условиям соглашения Россия будет поставлять на иранский рынок пшеницу и другие товары, необходимые для страны. Половина суммы контракта, то есть 22,5 миллиарда долларов будут выплачены Ирану наличными в евро. Ожидается, что соглашение вступит в силу в начале сентября.
Похоже, что Иран предпринял этот шаг в качестве альтернативы в ответ на ожидаемые санкции со стороны администрации Дональда Трампа, который действительно начал налагать ограничения на Иран в связи с развитием его ракетной программы. Администрация США, похоже, не стремится соблюдать условия ядерной сделки, которая была заключена между Ираном и ведущими державами (Соединенные Штаты, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия), что увеличивает нагрузку на иранскую экономику. Иранское правительство надеялось, что вернет около 100 миллиардов долларов нефтяных доходов, находящиеся на счетах в Соединенных Штатах, однако этого не произошло. В этом контексте следует отметить, что соглашение между двумя странами позволяет сделать некоторые выводы относительно влияния санкций на иранскую экономику и общество, а также о том, насколько правдивы слова иранских политиков, утверждающих, что блокада и санкции в отношении Ирана не имеют большого эффекта.
Когда наблюдаешь за ситуацией, складывается впечатление, что существует возможность преодолеть кризис, пока ядерная сделка в силе, и иранцы могут извлечь из нее выгоду, что говорит о том, что соглашение действительно является своего рода «спасением» для Ирана.
Сделка между Россией и Ираном дает возможность судить о развитии отношений между двумя странами и степени зависимости Ирана от России, особенно после битвы за Алеппо и использования иранских военных баз в военных операциях в Сирии. Известно, что иранская служба безопасности была недовольна российским участием в сирийском кризисе, а именно усилением влияния России, и обвинила последнюю в том, что она пожинает плоды достижений Ирана. По этой причине некоторые силы выразили свое несогласие с подписанием Ираном сделки, охарактеризовав ее как своего рода декларацию иранской покорности и зависимости от России. Голоса критиков звучат не только в иранской службе безопасности, но и среди оставшихся в стране реформистских сил, которые считают, что Иран становится все более зависимым от Москвы.
В апреле 2017 года Трамп выразил свою озабоченность по поводу ирано-российского соглашения, заявив, что оно позволяет обойти режим санкций, введенный против Ирана. Разумеется, это способствует продолжению конфронтации между Россией и Соединенными Штатами, являясь очередной причиной разногласий в достаточно напряженных отношениях двух стран.
Российско-иранское соглашение «нефть в обмен на товары» напоминает иракское соглашение с ООН «нефть в обмен на продовольствие», нацеленное на преодоление последствий блокады, которая была объявлена против страны в девяностых годах прошлого века. Тогда иракские нефтяные доходы использовались на обеспечение страны продовольствием. Также отмечалось, что это соглашение проложило путь к коррупции как на региональном, там и международном уровнях, и, похоже, не внесло большого вклада в решение проблем, с которыми сталкивается Ирак до сих пор.
В этом контексте остается открытым вопрос о том, сможет ли российско-иранское соглашение помочь Ирану преодолеть стоящие перед ним экономические проблемы.