Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правда о пропагандистской кампании России в Facebook

© AP Photo / dapd, Joerg KochЛоготип социальной сети Facebook
Логотип социальной сети Facebook
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Российская проблема», с которой столкнулся Facebook, на самом деле указывает не на то, насколько сильна Москва, а на то, насколько слабой и разобщенной стала Америка. То, что российские спецслужбы смогли с таким успехом привлечь американцев, используя такие незатейливые приемы и средства, свидетельствует о том, насколько опасной является дезинформация в эпоху социальных сетей.

Facebook, которая долго не соглашалась с утверждениями о том, что ее социальную сеть во время президентской кампании использовали как орудие информационной войны, в прошлом году на протяжении долгого времени пыталась сделать свою платформу устойчивой по отношению к дезинформации и другим видам ложных новостей. Отчасти эта аналитическая работа была вынужденной: в среду The Washington Post написала, что руководство Facebook сообщило следователям Конгресса, о продаже объявлений на сумму около ста тысяч долларов какой-то сомнительной российской компании, связанной с прокремлевской пропагандой и стремившейся воздействовать на американских избирателей.


Эти данные могли бы оказаться очень важными для специального прокурора Министерства юстиции Роберта Мюллера, который продолжает свое расследование обстоятельств вмешательства России в выборы 2016 года. Он пытается выяснить, помогал ли Кремлю кто-либо из членов избирательного штаба Дональда Трампа. Член Палаты представителей и главный демократ в Комитете Палаты по разведке Адам Шифф (Adam Schiff) уже заявил, что намерен получить от Facebook дополнительные данные о географической направленности сообщений и о том, помогал ли Кремлю кто-нибудь в США.


Эти вопросы являются ключевыми и для Мюллера, поскольку он расследует предполагаемый сговор между штабом Трампа и Москвой. Эксперты предположили, что России довольно сложно успешно осуществлять в США свою дезинформационную кампанию без конкретных подробных сведений об избирателях или помощи в воздействии на демографические группы. Разведывательное сообщество США считает, что значительную часть своей информации Россия получила летом прошлого года, когда были взломаны серверы Национального комитета демократической партии. Как сообщила в начале этого года газета The Wall Street Journal, по крайней мере некоторые из этих данных об избирателях попали к малоизвестному стратегу-республиканцу Аарону Невинсу (Aaron Nevins) благодаря интернет-«деятелю» Guccifer 2.0, через которого предположительно действовала российская военная разведка (позднее Невинс разместил в своем блоге HelloFLA анализ ситуации в колеблющихся штатах, где проходила основная борьба за голоса — таких как Пенсильвания).


Правда, психологическая диверсионная кампания, о которой говорило руководство Facebook, в основном осуществлялась еще до взлома серверов Национального комитета демократической партии. Руководитель службы безопасности Facebook Алекс Стамос (Alex Stamos) написал в своем блоге в среду, что в большинстве из трех тысяч связанных с Россией рекламных сообщений, размещенных в Facebook в период с июня 2015 года по май 2017 года, ни выборы, ни Хиллари Клинтон, ни Дональд Трамп не упоминались. Их масштаб также были относительно небольшими по сравнению с ролью фальшивых новостей, постов и ложной информации в СМИ.


Лишь четверть рекламных сообщений, о которых идет речь, имела «целевую географическую направленность», и в 2015 году таких целевых рекламных материалов было больше, чем в 2016-м. Но для получения желаемого результата никаких данных об избирателях русским и не потребовалось. По оценкам спецслужб США, Россия изначально не ставила своей основной целью поддержку и повышение популярности Трампа, ее действия были скорее направлены на то, чтобы посеять разногласия в первые месяцы избирательной кампании. Это совпадает с выводом, сделанным Стамосом, согласно которым размещение рекламных сообщений «похоже, было направлено на то, чтобы распространять идеи, вызывающие разногласия по спорным социальным и политическим вопросам по всему идеологическому спектру».


России не нужен был свой человек в США, чтобы увидеть, насколько страна была разобщена в 2015-2016 годах или насколько общественность «созрела» и была готова воспринимать заведомо ложные рекламные сообщения и фальшивые новости. Как написала в среду The Wall Street Journal, опубликовавшая результаты нового опроса, проведенного совместно с NBC News, общество в США как никогда поляризовано по отношению к таким социальным проблемам, как иммиграция, религия, расовая принадлежность и контроль над оборотом оружия. В результате становится чрезвычайно легко использовать в своих целях партийные предрассудки и предпочтения американцев.


«Эта огромная пропасть видна в поведении, в менталитете, во взглядах на многие проблемы: вероятность того, что демократы скажут, что никогда не ходят в церковь, в два раза выше, чем вероятность услышать это от республиканцев. И можно предположить, что демократы в восемь раз чаще, чем республиканцы, будут высказываться за необходимость действий для предотвращения глобального потепления. Треть республиканцев утверждает, что они поддерживают Национальную стрелковую ассоциацию, а сторонников этой организации среди демократов всего 4%. Более 75% демократов и лишь менее трети республиканцев заявили, что им нравятся социальные изменения, благодаря которым в США стало больше разнообразия», — написала газета (выделено Vanity Fair).


Согласно другому опросу, проведенному в мае, примерно половина американцев, представляющих рабочий класс, согласилась с утверждением, что «все настолько изменилось, что в своей собственной стране я часто чувствую себя чужим». Эти расхождения во взглядах существовали и до избрания Трампа, и они не просто показывают, что американцы расходятся в своих мнениях в отношении существующих правил, порядка или политики — они свидетельствуют о том, что американцы живут в совершенно разных мирах с различными ценностями и все чаще — с различными объективными фактами. И России не понадобились похищенные хакерами данные, чтобы надавить на эти болевые точки.


«Российская проблема», с которой столкнулся Facebook, на самом деле указывает не на то, насколько сильна Москва, а на то, насколько слабой и разобщенной стала Америка. То, что российские спецслужбы смогли с таким успехом привлечь американцев, используя такие незатейливые приемы и средства, как реклама в Facebook, посты с фальшивыми новостями и тролли в Twitter, свидетельствует о том, насколько опасной является дезинформация в эпоху социальных сетей, когда распространять пропаганду очень легко. Но — что еще важнее — все это показывает, насколько готовы к манипуляциям были американцы.