Меньше чем в десяти минутах ходьбы от берега Москвы-реки расположен главный офис российской поисковой системы Яндекс. За зеркальными окнами бушует шум насчитывающего 12 миллионов жителей мегаполиса Москвы. Внутри царит хипстерская атмосфера. Стены окрашены в кричащие цвета, сотрудники записывают идеи на белые доски.


Некоторые сотрудники снимают обувь у входа и ходят по просторному офису в носках. Хотя у директора Аркадия Воложа свой отдельный кабинет, его стены сделаны из стекла.


Волож и Илья Сегалович, оба математики, представили поисковую систему yandex.ru в сентябре 1997 года, с тех пор прошло уже 20 лет. Этот срок очень важен для команды Яндекса, особенно из-за Google. Россиян «немного раздражает» то, что в интервью журналисты регулярно допускают предположение о том, что Яндекс — это подражание Google. На самом деле Яндекс был создан за год до американского поисковика, и он — «не копия», подчеркивает директор по маркетингу Андрей Себрант, еще до того, как вообще возник этот вопрос. Почти параллельное развитие — совпадение. В разных местах изобретатели в одно и то же время «размышляли над тем, что нужно людям, и пришли к одинаковому ответу».


Яндекс вынудил Uber к сотрудничеству


Сегодня по всему миру Google занимает почти 92% рынка поисковых запросов. В России, напротив, Яндекс побеждает и с 53% опережает американского лидера рынка.


Число сотрудников Яндекса возросло до шести тысяч человек, за три прошедших месяца оборот достиг 374 миллионов долларов, прибыль составила 59 миллионов долларов.


Яндекс расширяется также и в новых сферах деятельности. Как и Google, россияне занимаются предоставлением электронных почтовых ящиков, есть словарь, музыкальный портал и интернет-магазин Яндекс Маркет. Миллионы российских водителей полагаются на «Яндекс Навигатор» с популярным встроенным сервисом, информирующим о пробках. Данные обновляются каждые 30 секунд, и при этом сервис обращается к информации со смартфонов всех пользователей приложения Яндекс.


Только в июле этого года сервис такси Uber, известный своим решительным поведением на международной арене, капитулировал в России перед сервисом Яндекс Такси. Вместо того чтобы продолжать пытаться завоевать Россию самостоятельно, Uber проскользнул под крышу сотрудничества с Яндексом. Россияне держат почти 60% акций в совместном предприятии, которое действует также и на территории Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана и Белоруссии. С 37% Uber — младший партнер.


Самое слабое место Яндекса — смартфон


Команда Яндекса на самом деле могла бы расслабленно отметить двадцатилетие своего создания, но Google атакует Яндекс как раз на основном рынке поисковых запросов. Еще в 2012 году американцы занимали со своей поисковой системой 20% рынка, алгоритм должен был справиться с русским языком. Но победное шествие смартфонов угрожает сместить соотношение сил на российском рынке.


Смартфоны — слабое место Яндекса: по данным статистики провайдера LiveInternet, за последнее время Google в качестве поисковой системы был установлен на 70,6% всех устройств на системе Android, Яндекс — только на 28,5%.


Были «использованы не совсем честные методы привлечения пользователей», говорит директор по маркетингу Себрант. Обвинение? На смартфонах с операционной системой Google Android усложнен доступ к приложениям Яндекса. Кроме того, Google был предустановлен на устройствах как поисковая система.


По этому поводу предприятие подало жалобу в российскую федеральную антимонопольную службу. В августе 2016 года антимонопольное ведомство назначило Google штраф в размере около шести миллионов евро. Что оказалось важнее суммы штрафа — американский концерн был вынужден предложить компромисс. В будущем 55 миллионов пользователей системы Android в России смогут выбирать между разными поисковыми системами. Это заметно и в цифрах, Яндекс постепенно сокращает отставание в пользовании мобильным поиском.


Российская версия Forbes оценивает стоимость Яндекса как предприятия в 7,6 миллиардов долларов. Таким образом, эта поисковая система — самая дорогая компания рунета, русскоязычного интернета.


Из-за такого заметного места в России, конечно, все чаще возникает вопрос об отношении к политике, но только не у самой компании. Уже при согласовании даты встречи пресс-служба вежливо, но твердо указывает журналистам на то, что Яндекс — «частное предприятие». С Кремлем у него нет ничего общего.


Эта тема для компании взрывоопасна. В 2011 году Яндекс вышел на нью-йоркскую биржу и собрал 1,3 миллиарда долларов. Но в 2014 году российский президент Владимир Путин пренебрежительно назвал интернет «проектом ЦРУ» и приписал также и Яндексу связи с иностранными спецслужбами. Курс акций тут же упал на 20%.


Однако успешная оборона предприятия против иностранной конкуренции, кажется, смягчила Путина. В четверг президент посетил главный офис Яндекса и поздравил сотрудников с юбилеем компании.