Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Турецкое «ближнее зарубежье» на Черном море: сложное положение Анкары между Киевом и Москвой

Укрепляя партнерство как с Россией, так и с Украиной, Анкара может стать посредницей в ослаблении напряженности между двумя бывшими братскими странами.

© РИА Новости Николай Лазаренко / Перейти в фотобанкПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Украины Петр Порошенко во время встречи в Киеве
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Украины Петр Порошенко во время встречи в Киеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
6 октября президент Турции Реджеп Эрдоган посетил Киев. После этой встречи стороны пообещали углублять и укреплять двусторонние политические и экономические связи. Тем не менее, Анкара хочет проводить сбалансированную политику, соблюдая дипломатическое равновесие между Украиной и Россией, которые в настоящее время находятся в конфронтации.

Когда четверть века тому назад Турция установила дипломатические отношения с Украиной, они мало чем отличались от отношений с любой другой посткоммунистической страной в Восточной Европе. Но со временем обеим странам удалось стать друг для друга «ближним зарубежьем», и это привело к созданию в 2011 году стратегического партнерства на самом высоком уровне.


В понедельник президент Реджеп Тайип Эрдоган посетил в Киев, чтобы принять участие в шестой встрече межправительственного стратегического совета, в котором председательствует президент Петр Порошенко. После этой встречи стороны пообещали углублять и укреплять двусторонние политические и экономические связи как необходимое условие стратегического партнерства, направленного на объединение противоположных берегов Черного моря.


Турция как вектор в украинской головоломке


Будучи двумя главными черноморскими государствами, Украина и Турция рассчитывают на то, что укрепление сотрудничества принесет мир, стабильность и безопасность в черноморский бассейн, несмотря на усиливающиеся риски геополитической и военной напряженности между Востоком и Западом. Украина сама стала жертвой этой напряженности, когда Россия в 2014 году аннексировала Крым, провела на полуострове референдум и представила аннексию как свершившийся факт. А потом начала вмешиваться во внутренние конфликты в Донбассе.


Хотя конфликт на востоке Украины после подписания Минских соглашений был заморожен, время от времени там возникают вспышки насилия, что создает серьезные проблемы для территориальной целостности этой постсоветской страны.


Самопровозглашенные республики в Донецкой и Луганской областях остаются главным источником военной напряженности на территории Украины. А проблема Крыма по-прежнему вызывает недовольство в обществе, подпитывая серьезные антироссийские настроения, особенно к западу от Днепра. Эта река разделяет страну в историческом и в этническом плане.


Несомненно, фактическая утрата Крыма Украиной отдалила Киев от Москвы, и Запад воспользовался этой возможностью, чтобы уничтожить традиционное российское влияние в Восточной Европе и на ее периферии.


Пока украинское руководство склоняется в сторону Запада в плане политического, экономического и военного сотрудничества. Однако Россия не отказалась от планов вернуть Украину в лоно своего геополитического влияния. С точки зрения исторической перспективы Киев — это самый древний центр российской государственности и священное место, в котором под властью Рюриков объединились восточнославянские племена, принявшие христианскую веру.


Неоконсервативные лидеры России, и прежде всего президент Владимир Путин, обращаются к этой истории гораздо чаще, чем к славному советскому прошлому. Поэтому в нынешней евразийской внешней политике России Украина останется важнейшим политическим и военным приоритетом, особенно сегодня, когда НАТО наращивает свое военное присутствие в бывших советских странах, граничащих с западным флангом России.


Горький опыт Украины, зажатой между Россией и Западом, вызвал антагонизм и конфронтацию в геополитике, а также показал, что Киеву необходимо вернуться к многовекторному внешнеполитическому курсу, который обычно ассоциируется с именем президента Леонида Кучмы, дольше всех руководившего этой страной. Многовекторная внешняя политика подразумевает, что Украина должна проводить сбалансированную дипломатическую работу как с Москвой, так и с западными столицами. Ей необходимо диверсифицировать свои внешние отношения на юге, и похоже, что Турция — это единственная страна, способная помочь Киеву наладить отношения с Ближним Востоком, Африкой, Кавказом и Центральной Азией.


С этой точки зрения вполне разумным кажется укрепление стратегического партнерства между Киевом и Анкарой. Такое сотрудничество приносит хорошие результаты в двусторонней торговле, так как Турция в последние годы вошла в первую пятерку торговых партнеров Украины. Президенты Эрдоган и Порошенко договорились о дальнейшем развитии коммерческих связей и об удвоении товарооборота, ныне составляющего 10 миллиардов долларов. Сегодня стороны ведут переговоры по вопросу заключения соглашения о свободной торговле, которое направлено на достижение этих целей. Население Украины, превышающее 45 миллионов человек, и демографические тенденции Турции способствуют дальнейшему увеличению инвестиций между двумя странами.


С другой стороны, Турция давно уже стала гарантом мира и стабильности в Босфоре и Дарданеллах, а также безопасности черноморских морских путей, которые являются клапанами безопасности для прибрежных государств. В этом смысле безопасность Украины и Турции в военном, экономическом и экологическом плане тесно взаимосвязана. Таким образом, аннексия Крыма — это не только проблема безопасности для Украины. Это также военный вызов для Турции, поскольку Россия издавна использует Крым в качество военно-морской базы, с которой она осуществляла нападения на османские территории.


На совместной пресс-конференции с Порошенко Эрдоган подтвердил, что Анкара поддерживает территориальную целостность Украины, имея в виду Крым и Донбасс. Порошенко, в свою очередь, поднял вопрос о неприятной ситуации с татарским меньшинством на захваченном полуострове. Естественно, все эти проблемы будут и дальше сближать Киев с Анкарой в условиях, когда стороны наращивает сотрудничество и укрепляют меры доверия в этом регионе.


Новые партнерства Турции в Евразии


Однако положение России как первой среди равных в отношениях с Турцией вызывает скрытое недовольство Украины, которая уже выразила разочарование нежеланием Анкары поддержать западные экономические санкции, введенные против Москвы в конце 2014 года. Более того, Россия и Турция полны решимости развивать двусторонние отношения, переводя их из плоскости торговли на уровень статического партнерства. Такая тенденция наметилась после того, как стороны преодолели кризис в отношениях после инцидента со сбитым российским самолетом в 2015 году. Эрдоган и Путин пообещали улучшать отношения между двумя странами во время сентябрьского визита российского президента в Анкару.


Тем не менее, Турция хочет проводить сбалансированную политику, соблюдая дипломатическое равновесие между Украиной и Россией, которые в настоящее время находятся в конфронтации, но готовы вести диалог о примирении.


Крымский вопрос является главным камнем преткновения в отношениях между тремя этими странами, однако крымскотатарский народ исторически связывает их друг с другом. Имперское прошлое Турции на юге Украины, где на протяжении столетий от имени Османов правил крымский хан, создает определенные возможности для культурных обменов и связей. Кроме того, в России проживает около 25 миллионов мусульман и тюркских меньшинств, что также создает общую основу для координации политики между сторонами.


В этом контексте отношения Турции с Украиной и Россией имеют три измерения. Эти страны по вполне естественным причинам должны сесть за стол переговоров с целью решения общих проблем.


Недавние инициативы Турции и России создали фундамент для взаимопонимания и урегулирования конфликтов в регионе, прежде всего, в Сирии. Москва и Анкара возглавили сирийский мирный процесс и перенесли переговоры из Женевы в Астану. Переговоры в Астане дают определенные положительные результаты, создавая условия для прекращения кровопролития в многострадальной Сирии.


Кто-то может сказать, что главным мотивом для развития турецко-российского партнерства является сегодняшнее сотрудничество в сфере безопасности, а не взаимовыгодные коммерческие связи. Но здесь все взаимосвязано. Сотрудничество в сфере безопасности устремлено в будущее. С другой стороны, два государства вполне могут преодолеть долгожданный порог в 100 миллиардов долларов во внешней торговле.


В таких обстоятельствах стороны, в том числе Украина, должны начать совместную дискуссию по вопросу укрепления сотрудничества в сфере безопасности в огромном регионе, включающим Балканы, Восточную Европу, регион Черного моря и Кавказ. Нет сомнений в том, что эти районы Россия и Турция относят к своим геополитическим сферам влияния. Однако ситуацию можно изменить в выгодном для обеих сторон направлении с участием Украины, которая давно уже устала от разрушительных конфликтов на востоке и разочаровалась в отношениях с Западом — точно так же, как и ее южный сосед Турция.


Недавно Украина получила безвизовый режим с Европейским Союзом. Но надежды этой страны угасли после того, как ряд членов ЕС, таких как Германия, Франция, Австрия, Бельгия и Нидерланды, возразили против планов Киева вступить в Евросоюз в среднесрочной перспективе. По этой причине Украине понадобится развивать сотрудничество с Турцией, чтобы твердо противостоять нескончаемым приказам, требованиям и условиям ЕС. Кроме того, ей необходимо ослабить напряженность в отношениях с Россией, учитывая военное присутствие НАТО на территории стран ЕС, особенно в регионе Черного моря.


Кремль четко дал понять, что Москва настроена решительно против стремления Киева к членству в евроатлантическом альянсе. Он уже несколько раз напоминал о красных линиях в этом вопросе, ссылаясь на отрицательный пример Грузии. Когда грузинское руководство при президенте Михаиле Саакашвили, который сегодня стал скандальной оппозиционной фигурой на Украине, предложило администрации Буша распространить влияние США на Черное море и Кавказ, Россия в августе 2008 года применила силу против Грузии. Поступив таким образом, Москва предотвратила экспансию Вашингтона в этом регионе, а из состава Грузии вышли самопровозглашенные республики Южная Осетия и Абхазия, разрушив тем самым территориальную целостность этой страны.


В случае с Украиной Россия заняла выжидательную позицию и заморозила конфликт на востоке Украины. Она может воспользоваться этим конфликтом как рычагом на переговорах, а точнее сказать, как дипломатической дубинкой, чтобы сохранить правительство Киеве на своей орбите безопасности. Углубляя партнерство с Украиной и Россией, Анкара также может стать посредником в ослабление напряженности между двумя этими бывшими братскими странами. Но Турция и Украина рассчитывают на то, что Россия выполнит определенные требования, в частности, что касается соблюдения территориальной целостности Украины. Хотя согласно нормам международного права Крым остается составной частью Украины, многое говорит о том, что он не вернется в ее состав, поскольку Москва резко отвергает любые предложения по этому поводу.


Однако России придется отказаться от разжигании конфликта и от помощи сепаратистскому ополчению на востоке Украины. Если сирийская модель покажет реальный результат, Турция и Россия могут начать переговоры о разрешении конфликта на Украине. Обязательным условием здесь должен стать поиск решения региональных проблем с точки зрения реальной политики этого региона.


Одним из необходимых условий такого масштабного сотрудничества является новый статус крымских татар, чьи права российское государство нарушает, и чью собственность оно якобы конфискует. Это очень болезненный вопрос, и любая из трех сторон (либо четвертая сторона) может воспользоваться им для разрушения трехсторонних отношений.


Крымскотатарское меньшинство вошло в состав России, но оно будет создавать головную боль Москве еще долгие годы, если российское государство не возьмется за улучшение условий жизни и укрепление гражданских свобод своих новых граждан. Кроме того, бессмысленными окажутся идеи о вышеуказанном стратегическом партнерстве, которые сегодня строятся на взаимном прагматизме между Турцией, Россией и Украиной.


Короче говоря, этот регион ждут непростые времена. И усилия по урегулированию военного и гуманитарного кризиса в Сирии и на Украине станут лакмусовой бумажкой и своеобразной проверкой на прочность не только для российско-турецких отношений, но и для всего комплекса региональной безопасности на Ближнем Востоке и в Евразии.