Обвиняемый в попытке изнасилования, выступающий против властей российский художник Петр Павленский решил искать политическое убежище. Ему грозит десять лет тюрьмы в своей стране.
Аскетической внешности, с бритой головой, в скромной одежде и с хорошей речью, 32-летний художник Петр Павленский, известный своими дерзкими выходками, осуждающими дрейф путинской России, попросил политического убежища у Франции. До сих пор он яростно сопротивлялся, борясь с российскими властями, но сейчас он предпочел покинуть свою страну, чтобы избежать тюремного заключения сроком на десять лет в результате сфабрикованного дела.
Он и его спутница Оксана Шалыгина обвиняются в попытке изнасилования одной из актрис московского театра Teatr.doc. Насилие Павленский отрицает. «Я готов пойти в тюрьму, но не втягивать туда свою подругу с детьми из-за действий, которые я не совершал и которые были полостью сфабрикованы», — сказал он нам в среду 17 января, накануне подачи заявления о предоставлении убежища.
Его акции протеста, описанные в книге, опубликованной недавно во Франции, приумножаются, начиная с 2012 года. Это был «Шов»: с зашитым красной нитью ртом, он провел акцию перед Казанским собором в Санкт-Петербурге в знак солидарности с Pussy Riot. Затем была «Туша»: завёрнутый в несколько слоев колючей проволоки он протестует против репрессивных законов. За ней следует «Фиксация»: он прибивает мошонку к каменной брусчатке на Красной площади, чтобы осудить «апатию российского общества».
Еще была акция «Свобода», когда он поджигает шины в Санкт-Петербурге, размахивая украинскими флагами в честь солидарности с Майданом. Акция «Отделение»: сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, печально известного своими психиатрическими злоупотреблениями, отрезал себе ножом мочку правого уха, в знак протеста против использования психиатрии в политических целях.
Штрафы и расходы за ущерб составляют один миллион рублей, которые он не намерен платить. «Из-за принципа», — говорит он. «Власть не смогла решиться посадить политического противника, к тому же еще и художника. Именно поэтому они, наконец, выпустили меня». Как игрок в покер, Павленский считает, что до сих пор он «выигрывал» свою борьбу с властями. Сегодня, в связи с делом о насильственных действиях, он признает «хороший ход» противника. «Власти конкретно дали мне понять, что будет лучше, если я покину Россию», — сказал он.
Он и его жена были проинформированы полицией о том, что им грозит десять лет лишения свободы. «Мы явно оказались перед выбором: десять лет тюрьмы или изгнание», — комментирует художник. Уехав тайно со своей семьей (во Францию), через Белоруссию и Украину, он отныне намерен продолжить свои акции из Парижа.