Завершился визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Баку и Ереван, ставший поводом для активных обсуждений и комментариев. В течение визита обсуждались как двухсторонние отношения России с двумя странами, так и сотрудничество в международных организациях. Но тем не менее, общественное мнение как в Армении, так и в Азербайджане, было сконцентрировано на озвученных мнениях и подходах относительно процесса урегулирования карабахского конфликта.


Какую цель преследовал визит Лаврова в Баку и Ереван, и чем он был важен?


Прежде всего отметим, что визит Лаврова нужно рассматривать как логическое продолжение состоявшейся в Женеве встречи президентов Армении и Азербайджана Саргсян — Алиев, и последовавшими за ней встречами Путин — Алиев и Путин — Саргсян, состоявшихся в России. Для конкретизации достигнутых договоренностей, продвижения процесса их выполнения, естественно, необходимо проявить последовательность. Ведь Азербайджан уже многократно доказывал, что не является надежным партнером и имеет «привычку» отступать от достигнутых договоренностей. Следовательно, становится очевидно, что визит Сергей Лаврова, как главы МИД страны сопредседателя Минской Группы ОБСЕ, преследовал цель еще раз обсудить уже существующие договоренности, и, возможно, внести ясность в некоторые детали.


Что касается важности визита Лаврова, то по этому поводу необходимы выделить несколько факторов.


Во-первых, Лавров заявил, что переговоры по урегулированию карабахского конфликта уже на протяжении нескольких лет ведутся вокруг принципов, зафиксированных в документе, лежащем на столе переговоров.


«Компоненты заключены во многих документах, которые, начиная с 2007 г., 2009 г., 2011 г., были депонированы Генеральному секретарю ОБСЕ. Тем самым они закреплены в качестве предложений сопредседателей, остаются «на столе» во всей своей совокупности», — сказал Сергей Лавров в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Республики Армения Эдвардом Налбандяном.


Это заявление в очередной раз опровергает комментарии относительно того, что Лавров посетил Азербайджан и Армению для обсуждения новых предложений по урегулированию карабахского конфликта.


Во-вторых, логика сделанных Лавровом акцентов позволяет предположить, что активность, которую Россия проявляет в последнее время в контексте процесса урегулирования карабахского конфликта, направлена, в первую очередь, на формирование атмосферы взаимного доверия сторон конфликта. Об этом свидетельствуют особенно те слова Лаврова, что карабахский конфликт — это сложная проблема, и весь опыт переговоров показывает, что такие проблемы не получают быстрого решения. А это означает, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в частности, российская сторона, будет следить за выполнением венских и санкт-петербургских договоренностей (от ред. — по укреплению перемирия и формированию атмосферы доверия), которые должны сформировать базу для продвижения политических переговоров по урегулированию.


И в-третьих, Лавров подчеркнул, что карабахский конфликт является тем вопросом, на процессе урегулирования которого существующая напряженность в отношениях США и России не отражается негативно. Более того, сопредседательство Минской группы ОБСЕ служит той площадкой, на которой Москва и Вашингтон сотрудничают и придерживаются единой позиции. Напомним, что Азербайджан периодически заявляет о необходимости изменения формата сопредседательства Минской группы ОБСЕ, в который входят Россия, США и Франция, подразумевая, в первую очередь, включение в него Турции.


Таким образом, можно утверждать, что визит Лаврова в Баку и Ереван был нацелен на продвижение политического процесса, стартовавшего с октября этого года и направленного на возобновления политических переговоров по урегулированию карабахского конфликта. А для прогресса в этом вопросе, естественно, необходимо взаимное доверие сторон конфликта и выполнение достигнутых договоренностей.