В ноябре 2017 года президенты Китая и США совершили турне по странам по Юго-Восточной Азии, а затем провели двусторонний саммит в Пекине. Аналитики расценили эти события как фактор растущего соперничества между двумя державами за господство в мире. Борьба проистекает на основе следующего уравнения: США хотят сохранить, свое господство в регионе, который они приобрели по итогам Второй мировой войны, Китай же стремится вытеснить американцев из жизненно важного для него пространства.
США хотят перевооружить своих союзников и создать общий фронт против Китая и России. Китай вознамерился убрать американские войска подальше от своих границ и создать вокруг себя нейтральную зону.
Соперничество между США и Китаем пока идет в экономической и коммерческой сферах, но в любой момент может перерасти в военное противостояние. Две державы (при этом не следует сбрасывать со счетов Россию) модернизируют и наращивают военный арсенал. В среднесрочной перспективе, если не удастся договориться о сферах влияния в Тихом океане, вполне вероятно, что противоборство может перейти на следующий уровень, когда в дело вступает армия.
Такого рода утверждение не надо рассматривать как спекулятивное или провокационное. 3 ноября председатель КНР и глава Центрального военного совета (ЦВС) Си Цзиньпин во время инспекции Объединенного командного центра в Пекине, облеченный в военную форму, призвал Народно-освободительную армию Китая повышать боеспособность и боеготовность. Он заявил, что «ЦВС должен обеспечивать руководство вооруженными силами, дабы армия была готова к участию и победе в войнах, а также принятию на себя миссий и задач новой эпохи, которые вверяют им КПК и народ Китая».
Усиление боеспособности и боеготовности НОАК в новую эпоху предоставит стратегические гарантии для реализации китайской мечты о великом возрождении китайской нации, указал он.
В свою очередь президент США Трамп, выступая в Японии перед военнослужащими на базе Йокота, заявил: «Мы господствуем в воздухе, мы господствуем в море, мы господствуем на суше и в космосе. И не потому, что у нас лучшее оборудование, хотя это так. Но потому, что у нас есть нечто лучше, чем оборудование. У нас — лучшие люди… Ваша преданность и компетенция делают вас самыми бесстрашными силами в истории нашего мира». Президент США подчеркнул, что страна «никогда не преклонится, не уступит, и не будет колебаться для защиты своего народа, своей свободы. Ни диктатор, ни режим или государство не должны недооценивать решимость США».
Путин на совещании по военным вопросам заявил, что российская армия и флот должны обладать самым современным оружием, военной и специальной техникой, которая при этом учитывает вероятные изменения в стратегии и тактике вооруженной борьбы будущего. По мнению российского президента, все крупные предприятия России должны быть готовы увеличить объемы производства военной продукции. Причем, это касается не только государственного сектора, но и частного бизнеса.
«Если мы хотим быть впереди, если мы хотим побеждать, нужно быть лучше», — сказал Верховный главнокомандующий Вооруженными Силам РФ.
Российское руководство для усиления своего присутствия в Тихоокеанском регионе в 2016 году приняло решение о строительстве военно-морской базы на острове Матуа в центре Курильской гряды. По мнению японских военных, она станет связующим звеном между двумя крупнейшими военно-морскими базами во Владивостоке и на Камчатке.
Вместе с созданием базы ВМФ на Курильских островах военные планируют организовать там сеть аэродромов. Таким образом, будет создана единая система контроля над торговыми путями от Японии до Полярного круга.
Американский президент в ходе своего Юго-Восточного турне посетил Японию, Южную Корею и Филиппины, где расположена основная часть американских военных баз. Очевидно, что в случае военного конфликта с Китаем и Россией, США потребуется поддержка этих союзников. Ядерная программа Северной Кореи и противостояние мировых держав дали возможность США обосновать необходимость перевооружения Японии и Южной Кореи, которые являются ближайшими стратегическими партнерами Соединенных Штатов после стран НАТО.
Следует отметить, что затянувшийся кризис с КНДР послужил для Южной Кореи поводом для возобновления работ над собственной программой разработки баллистических ракет (которую на Западе, никто не комментирует), поговаривают даже о создании ядерного оружия.
Используя северокорейский кризис, Япония заявила о намерениях провести конституционную реформу и изменить 9-ю статью основного документа, закрепляющую отказ Токио от войны и создания вооруженных сил.
Пока этот вопрос находится на стадии рассмотрения, но он порождает подозрения и враждебность среди стран Юго-Восточной Азии. Особенно он болезнен для Китая, который серьезно пострадал в годы японской оккупации во время Второй мировой войны. Пекин никогда не согласится на гегемонию Японии в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Турне Трампа по Азиатско-тихоокеанским странам лишь подлил масла в огонь.
Под давление США Сеул и Токио подписали многомиллиардные контракты на закупку американской военной техники и вооружения, спровоцировав новый виток конфронтации Китая с Японией. Северокорейский кризис по сравнению с японо-китайским военным противостоянием покажется детской игрой.
Трамп и Си Цзиньпин почти в одно и то же время посетили Вьетнам, граничащий с Китаем. Конфликт вокруг островов в Южно-Китайском море между Китаем и Вьетнамом стал очередной вспышкой противостояния, которое длится столетиями. Конкуренция между Китаем и США повысила геостратегическую значимость Вьетнама, поскольку США мечтают включить Вьетнам в свой антикитайский альянс, в то время как Китаю нужна дружба с Ханоем, чтобы не дать возможность Вашингтону перетянуть на свою сторону вьетнамцев.
Председатель КНР Си Цзиньпин провел переговоры с генеральным секретарем Центрального комитета компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонгом. Стороны договорились оптимальным образом улаживать морские вопросы, продвигать различные формы сотрудничества в морских делах, стремиться к поддержанию мира и стабильности в Южно-Китайском море.
Россия также стремится возобновить тесные связи с Вьетнамом и надеется восстановить во вьетнамском порту Камрань военно-морскую базу, которая там была во времена СССР. Это позволит Москве усилить свое присутствие в этой части Тихого океана. Китай к российской инициативе относится с пониманием, но это идет вразрез с планами США.
С 10 по 11 ноября во вьетнамском городе Дананге прошел саммит Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в работе которого приняли участие Путин, Си Цзиньпин и Трамп. АТЭС была создана в 1989 году. Здесь проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54% ВВП и 49% мировой торговли.
Лидеры РФ, Китая и США своим участием в работе саммита хотели продемонстрировать, что Азиатско-Тихоокеанский регион становится важнейшей стратегической территорией и основным местом мирового переустройства.
Трамп из Вьетнама направился на Филиппины для участия в саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В то время как Си Цзиньпин остался с официальным визитом во Вьетнаме, а на саммит АСЕАН поехал китайский премьер-министр Ли Кэцян.
Каждый из них решал свою проблему. Для китайского лидера важно было максимально расширить исторические связи с Ханоем, в то время как для Трампа первоочередная задача состояла в формировании антикитайского фронта. По итогам визита председателя КНР Си Цзиньпина в Ханой, подписаны десятки контрактов на миллиардные суммы.
Президент США уехал восвояси. Провал поездки Трампа был предопределен его решением выйти из международного торгового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), тем самым уменьшив влияние США перед партнерами по АТЭС.
Американский президент считает, что многосторонние торговые соглашения привели к невыгодным для США дисбалансам в торговле. Трапм предлагает развивать торгово-экономическое сотрудничество на основе двусторонних отношений, а существующие правила свободной торговли должны быть отправлены на свалку.
Си Цзиньпин пообещал взять под защиту глобализацию и принципы свободы торговли. Америка склоняется к самоизоляции, в то время как Китай стремится к расширению своего влияния на мировой арене и выбирает для этого путь экономического роста.
Выступая на 25-й встрече лидеров экономик АТЭС в Дананге, Си Цзиньпин заявил: «История учит нас, что развитие за закрытыми дверями ни к чему не приведет, единственно правильным выбором является открытость».
Руководствуясь этим принципом, Китай, страны АТЭС и АСЕАН договорились удвоить товарооборот с 500 миллиардов долларов в 2017 году до одного триллиона долларов в 2020 году.
Китай и страны АСЕАН в 2012 году подписали декларацию о международной политике в Южно-Китайском море, которая предусматривала создание общего Кодекса поведения всех вовлеченных государств. В Маниле было официально объявлено о начале работы над текстом Кодекса поведения, что позволит урегулировать споры за право владениям территориями и морем со всеми заинтересованными сторонами посредством переговоров.
США, Китай и Россия используют свои «козырные карты» для усиления своих позиций на Дальнем Востоке, закладывая тем самым основы предстоящей и последней битвы на Тихом океане.
Она не будет выглядеть такой, какой была в прошлом веке, и не будет зависеть от могущества соперников. Императорская Япония занимала территорию в 378 тысяч квадратных километров, а США — почти 9 миллионов квадратных километров. У США было много нефти, Японии ее катастрофически не хватало. США были крупнейшей промышленной державой в мире, Япония — средней державой. Япония вела боевые действия на фронте от Австралии до Кореи, США бросили все свои силы на войну с Японией.
Китай является крупнейшим по численности населения государством мира и занимает третье место в мире по территории. Китайская экономика стала второй экономикой мира.
Китай и Россия — непобедимый альянс. Новая битва на Тихом океане изменит мир и мироустройство на фоне дряхлеющей и стареющей Европы.