Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Молдавия: Кремль может обернуть безвиз с Евросоюзом себе на пользу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ценность молдавского гражданства в глазах его потенциальных приобретателей выросла после введения безвизового режима со странами Шенгенского договора. Это, в свою очередь, породило новые риски для Молдавии и ее европейских партнеров, в первую очередь в плане усиления пророссийского влияния на политику и экономические процессы как в Молдавии, так и вне ее.

Ценность молдавского гражданства в глазах его потенциальных приобретателей значительно выросла после введения безвизового режима со странами Шенгенского договора. Это, в свою очередь, породило новые риски для Молдавии и ее европейских партнеров, в первую очередь в плане усиления пророссийского влияния на политику и экономические процессы как в Молдавии, так и вне ее.


Вместе с тем выросла активность и изобретательность лиц, стремящихся получить гражданство Молдавии незаконным путем.


Большинство граждан Молдавии при желании могут претендовать на румынское гражданство, дающее его обладателям возможность жить и работать в ЕС без каких-либо ограничений. Но в Молдавии есть численно значимое меньшинство, которое не имеет права на гражданство Румынии, либо не может подтвердить это право документально. К тому же, получение румынского паспорта, даже при наличии всех оснований — процесс долгий.

 

В то же время, существует большой круг лиц, которые, имея формальное право на гражданство Молдавии, не спешили ранее это право реализовать. Иногда по практическим причинам, иногда — в качестве политического жеста неприятия Молдавии как таковой. К получению молдавского гражданства их побудило только введение безвиза, а законодательство Молдавии не ограничивает права на обладание паспортами других стран ни претендентов на гражданство, ни тех, кто уже состоит в нем.

 

Как правило, эти люди проживают на левобережье Днестра, в части Молдавии, которую с 1990 года контролирует администрация непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), прототипа «народных республик», созданных Россией на территориях Донецкой и Луганской областей Украины. После распада СССР они обзаводились гражданством РФ, наиболее удобным для проживания в ПМР, дающим возможность ездить в Россию на заработки и комфортно чувствовать себя в любой части Молдавии. Что касается поездок в ЕС, то до получения Молдовой безвиза обладатели российских и молдавских паспортов при получении виз сталкивались со схожими трудностями и ограничениями.


Массовое приобретение приднестровцами молдавского гражданства, а вместе с ним и права голоса, закономерно породило вопрос о возможном использовании их Россией в качестве инструмента своего влияния. Это более чем вероятно, поскольку уже более четверти века жители ПМР живут в жестко контролируемом информационном поле, подвергаясь антизападной обработке. Пропагандистское давление, несоответствие между информацией в официальных СМИ и действительностью порождают чисто оруэлловское двоемыслие: с одной стороны, они желают получить паспорта Молдавии, и с их помощью — доступ в ЕС, к благам и возможностям западной жизни, а, с другой, выступают с ожесточенной критикой «европейского духовного разложения», перемежаемой апологетикой «русского мира».


Наконец, есть еще один фактор риска, зачастую упускаемый из виду, по крайней мере, в открытой печати. Непризнанная ПМР является территорией, на которой свободно, в тесном контакте с местными сепаратистами, оперируют российские спецслужбы. Более того, помимо широкой раздачи российского гражданства постоянным жителям Приднестровья, Москва интенсивно заселяла и заселяет его выходцами из самой России. Такая практика «замены населения» характерна для всех оккупированных Россией территорий.


Формального права на гражданство Молдавии эти переселенцы не имеют. Но при помощи учреждений ЗАГС, находящихся под контролем сепаратистских властей, документы, дающие такое право, могут быть без особых проблем сфабрикованы. По крайней мере, это почти безотказно работает в отношении лиц, родившихся после 1992 года, и не попавших в общемолдавскую базу ЗАГС.


Один из чиновников молдавского Registru, пожелавший сохранить анонимность, в беседе с автором отметил, что отправка сведений ЗАГС Приднестровья в Кишинев была прервана с началом боев в Бендерах летом 1992 года и в дальнейшем не возобновлялась.


В настоящее время Молдавия не устанавливает дополнительных условий, регулирующих приобретение гражданства жителями неподконтрольного ей Приднестровья, если они могут обосновать свое право на него на общих основаниях.


Рекомендации независимых экспертов о внесении в законодательство изменений, позволяющих отказывать в получении молдавского гражданства лицам, активно работающим в структурах ПМР, и в выдаче заграничных паспортов тем функционерам ПМР, у которых молдавское гражданство уже есть, не встречают понимания в молдавском парламенте. Между тем, такая политика ограничила бы приток кадров в сепаратистские структуры, а тех, кто все-таки пошел бы на это, сделала бы невыездными.


Это особенно актуально сейчас, когда после ввода в действие соглашения с Украиной о совместном контроле на пограничных постах Молдавия получила, наконец, возможность контролировать свою границу по всему периметру, включая и приднестровский участок. Такой шаг мог бы сильно ограничить связи сепаратистов с Россией, став существенным фактором принуждения их к сдаче. Но политические реалии Молдавии, где все ключевые политики, по сообщениям, имеют тесные экономические связи как с Россией, так и с приднестровским сепаратистами, надежно блокирует любые решительные действия в этом направлении.

 

Таким образом, побочным эффектом введения безвизового режима стало превращение Молдавии в удобный портал для инфильтрации в Европу деструктивного российского влияния во всех его проявлениях. Проблему порождает как российская оккупация части Молдавии, так и то, что ее общество в значительной мере остается просоветским и пророссийским. Молдавские власти пока не способны контролировать свои двери в Шенген с достаточной эффективностью. Впрочем, едва ли они по-настоящему этого хотят.


Сергей Ильченко — украинский и молдавский журналист и политолог, живущий и работающий в Киеве. Специализируется на исследовании конфликтов на постсоветском пространстве. Работал в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике в качестве независимого журналиста, где был арестован за свою работу. Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции EurasiaNet.org.