Руководитель российской Службы внешней разведки Сергей Нарышкин приехал в США незадолго до того, как Трамп отказался от новых санкций и опубликовал бесполезный список олигархов. Какое послание он привез из Москвы?
Русские явно хотели, чтобы весь мир узнал о том, что глава их Службы внешней разведки ((СВР) которая напрямую причастна к попыткам Москвы подорвать демократические процессы в Америке) на прошлой неделе нанес не очень секретный визит в Вашингтон, чтобы провести несколько встреч с представителями администрации Трампа.
На этого человека по имени Сергей Нарышкин вполне конкретно распространяется действие американских санкций, но это не помешало ему приехать в США.
Кремль также не особенно озабочен тем, что этот визит может поставить администрацию Трампа в неловкое положение с учетом того, что визит Нарышкина в Вашингтон состоялся как раз в те дни, когда команда Трампа думала, что делать с новыми санкциями, принятия которых потребовали 98 из 100 членов сената. На самом деле, администрация должна была составить список олигархов и чиновников, близких к российскому президенту Владимиру Путину, которые могут подвергнуться новым или дополнительным санкциям. Нарышкин тоже фигурировал в этом перечне.
Главное внимание в ходе переговоров Нарышкина с американскими коллегами было якобы уделено борьбе с терроризмом. Но если это была единственная тема переговоров, то зачем о них вообще сообщать?
Таковы характерные черты сферы разведки, в которой сначала осуществляется, а потом специально разоблачается секретное сотрудничество, либо в качестве возмездия, либо для ослабления позиций партнера в отношениях, которым присущи интриги и махинации. Мы не можем с полной определенностью сказать, что именно так было во время визита Нарышкина, но хроника событий и встреч, о которых стало известно, явно указывает на то, что идет некая игра.
Так, во вторник главный государственный телеканал «Россия 1» со ссылкой на российского посла Анатолия Антонова напрямик сообщил о том, что Нарышкин нанес визит своим американским коллегам, дабы обсудить вопросы борьбы с терроризмом. Американский посол в России Джон Хантсман подтвердил факт визита, но сделал это более сдержанно. Он сказал радиостанции «Эхо Москвы»: «На прошлой неделе он [директор ЦРУ Майк Помпео] провел, наверное, самую важную встречу по борьбе с терроризмом за очень долгое время, причем на очень высоком уровне».
Поскольку США ввели против Нарышкина санкции в марте 2014 года, когда Россия захватила Крым, теоретически его счета в Америке (если таковые имеются) должны быть заморожены, а самому ему запрещен въезд в США. Поэтому лидер сенатского меньшинства Чак Шумер (Chuck Schumer) во вторник с полным на то основанием потребовал от администрации Трампа объяснений по поводу визита Нарышкина.
Главная задача СВР состоит в том, чтобы вести шпионскую деятельность против западных демократий и распространять дезинформацию. Даже при малейшем намеке на российское вмешательство в американские выборы СВР должна считаться вероятной участницей данной игры. То же самое можно сказать, когда речь заходит о вербовке американцев, таких как бывший советник штаба Трампа по внешней политике Картер Пейдж (Carter Page).
Сергей Нарышкин является ветераном советской службы безопасности КГБ, а также многолетним союзником другого ее ветерана, российского президента Владимира Путина. Нарышкин, родившийся в Ленинграде в 1954 году, учился в Высшей школе КГБ в Москве, а позднее защитил диссертацию по экономике. Потом выяснилось, что эта работа под названием «Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития» является плагиатом, однако это не нанесло никакого вреда его весьма успешной карьере. (Путин и сам списал свою диссертацию.)
В начале 1990-х Нарышкин работал с Путиным в мэрии Санкт-Петербурга, занимаясь вопросами внешней торговли. Когда Путин стал президентом, Нарышкин перешел на работу в правительство, а потом работал в президентской администрации. В 2011 году его избрали депутатом Государственной Думы от прокремлевской партии «Единая Россия», а в декабре того же года он стал спикером Думы. Этот пост он занимал до октября 2016 года, когда Путин назначил его руководить СВР.
Судя по публичным заявлениям Нарышкина, который хорошо владеет английским, он с глубоким недоверием относится к Западу, и в частности к США.
Выступая в апреле 2017 года на московской конференции по безопасности, Нарышкин осудил заявления Запада о российском вмешательстве в выборы в США и во Франции, заявив, что сделаны они были лишь ради того, чтобы «развязать руки западным хакерам, которые объявили России тотальную войну». В декабре прошлого года он произнес вдохновенную речь перед руководителями спецслужб Содружества Независимых Государств (СНГ), в которой рассказал об агрессивной «гибридной войне», которую Соединенные Штаты ведут против стран бывшего Советского Союза. Нарышкин подчеркнул, что американские санкции против России наносят ущерб всем членам СНГ, тормозя их экономическое развитие.
Недавно Нарышкин признался: «Из-за того, что меня внесли в печально известные санкционные списки, существуют определенные ограничения на мои визиты в страны НАТО». Однако он тут же сообщил, что «это правило не без исключений».
Очевидно, руководители спецслужб из администрации Трампа сделали как раз такое исключение, заявив о необходимости борьбы с терроризмом (об этом говорит и Трамп, объясняя свое теплое отношение к Путину). Но Россия — далеко не идеальный партнер в этой важнейшей борьбе, так как у нее далеко не безупречная репутация в решении собственных проблем с терроризмом. Кроме того, звучат обоснованные утверждения о том, что Россия причастна к некоторым крупным террористическим актам.
Есть убедительные свидетельства того, что российская служба ФСБ (преемница КГБ) несет ответственность за взрывы жилых домов в России в 1999 году, в результате которых погибло более 300 россиян. ФСБ также организовала в 2006 году в Лондоне операцию по отравлению полонием своего бывшего сотрудника Александра Литвиненко. Британские власти назвали это убийство «актом терроризма», в том числе из-за того, что осуществившие его люди заразили смертоносным радиоактивным токсином очень много мест в городе.
Несколько лет тому назад авторитетное официальное расследование подтвердило, что самолет Малазийских авиалиний, сбитый в июле 2014 года в небе на востоке Украины, был уничтожен российской зенитной ракетой «Бук», и что ракету эту выпустили либо пророссийские сепаратисты, либо российские военные. Тогда погибло 298 человек. Кремль делает все от него зависящее, чтобы скрыть детали этого террористического нападения, и продолжает утверждать, что пуск ракеты произвели украинские военные.
Вначале российский президент Владимир Путин разозлился, узнав о публикации списка имен Министерством финансов США. Он назвал это враждебным актом, который нанесет ущерб российско-американским отношениям. Путин также отметил, что появление этого документа не стало для него неожиданностью: «Мы ждали этого списка, и не буду это скрывать — мы готовы были предпринять ответные шаги, причем серьезные, которые откатили бы наши отношения к нулю». Но затем он добавил: «Мы воздержимся пока от этих шагов».
Столь нехарактерную для Путина сдержанность можно объяснить тем, что в этом ожидаемом списке с именами россиян санкции даже не упоминаются (хотя есть еще и секретный список, где они могут быть перечислены). Список настолько обширен, что больше похож на бессмысленный жест, нежели на попытку предостеречь Россию от враждебных действий. Кроме того, Белый дом объявил в понедельник, что не намерен вводить новые санкции против России, так как действующие карательные меры являются вполне достаточным сдерживающим фактором. И конечно, как показал случай с Нарышкиным, администрация не соблюдает даже эти санкции.
Несмотря на утверждения Путина о том, что список вызвал у него настороженность, ему и его кремлевским коллегам давно уже известно от знакомых из лагеря Трампа, а также по публичным и частным заявлениям американского президента, что тот против антироссийских санкций.
Дональд-младший после скандальной встречи с российским юристом Натальей Весельницкой в июне 2016 года пообещал, что в случае избрания его отца на президентский пост он пересмотрит санкции, введенные в соответствии с Законом Магнитского в 2012 году. А сам Трамп даже провел конфиденциальный разговор с Путиным на тему санкций на обеде «большой двадцатки» в Гамбурге прошлым летом. (Позднее он заявил, что обсуждал с Путиным только вопрос об усыновлении российских детей американцами, однако Кремль запретил такие усыновления из-за санкций, введенных против России в соответствии с Законом Магнитского.)
После переговоров с Путиным в Ханое Трамп заявил на пресс-конференции 12 ноября: «Люди не понимают, что Россия подвергается очень и очень тяжелым санкциям. Пора снова заняться исцелением нашего истерзанного и надломленного мира».
Очевидно, Путин ему благодарен. Комментируя во вторник «кремлевский доклад», он даже выступил на защиту Трампа, заявив, что тот стал жертвой борьбы за власть, и что авторы списка «нанесли удар по избранному президенту». Как бы в доказательство своего довода Путин лживо добавил, что из-за недавнего прекращения работы правительства «Трамп даже не мог воспользоваться служебным самолетом, чтобы полететь в Швейцарию на международные мероприятия».
Живущая в эмиграции российская журналистка Юлия Латынина в своей статье в «Новой газете» назвала список «переписанным телефонным справочником» и отметила его непоследовательность: «Игорь Сечин („Роснефть") и Алексей Миллер („Газпром") внесены в список. Это логично. Эти люди являются верной опорой режима… Но в списке также оказались Герман Греф (Сбербанк) и Виталий Савельев („Аэрофлот"). Это, мягко говоря, несправедливо. Греф и Савельев принадлежат к числу менеджеров, которые, несмотря на ужасные экономические и политические условия, пытаются делать из вверенных им госпредприятий более-менее западные компании». По ее словам, «никто — ни в минфине США, ни в Госдепе, ни в аппарате директора национальной разведки — просто даже не задавался целью отличить овец от козлищ».
Естественно, провести такие различия чрезвычайно сложно, потому что многие люди из кремлевского аппарата и из списка самых богатых россиян журнала «Форбс», внесенные в перечень, причастны к продлению жизни коррумпированного и авторитарного путинского режима. Однако предельно ясно, что список Белого дома — не более чем формальный и механический ответ на требование закона.
Когда проводимые ФБР и конгрессом расследования предъявят новые доказательства возможного сговора между Трампом и русскими, мы наверняка узнаем, почему президент Трамп столь упорно и настойчиво отвергает санкции против России. Но пока мы можем только гадать, думая о том, что мог предложить ему Кремль взамен на его благосклонность к путинскому режиму, и какое послание привез из Москвы Сергей Нарышкин (если оно вообще было).