Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Heritage Foundation (США): амбиции России в Африке

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин и президент Судана Омар Башир во время встречи. 23 ноября 2017
Президент РФ Владимир Путин и президент Судана Омар Башир во время встречи. 23 ноября 2017
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия является конкурентом США во многих странах и во многих сферах: безопасность, энергетика, добыча полезных ископаемых, торговля оружием… Достаточно вспомнить, говорится в статье, сколько «неприятностей» Россия причиняет американцам в Европе и на Ближнем Востоке. Теперь к этому длинному списку, с явным сожалением констатирует автор, нужно добавить и Африку.
  • Действия Москвы в Африке — это отражение набирающей обороты внешней политики России при президенте Владимире Путине и его стремления вернуть своей стране статус великой державы.
  • Будучи крупным поставщиком энергоресурсов, Россия имеет свои экономические интересы в энергетическом секторе Африки.
  • Россия является проблемой для США во многих странах и по многим вопросам. Теперь к этому длинному списку, к сожалению, нужно добавить и Африку.

 

Учитывая то количество неприятностей, которое Россия причиняет в Европе и на Ближнем Востоке в сфере контроля над вооружениями и в киберпространстве, неудивительно, что ее действия в Африке, вызывающие не меньше беспокойства, привлекают довольно мало внимания. Но это должно измениться.

Многие действия Москвы в Африке — это отражение набирающей обороты внешней политики России при президенте Владимире Путине и его стремления вернуть своей стране статус великой державы.

Во-первых, стоит обратить внимание на глобальные политические расчеты. В Африке находятся 25% всех стран мира. Россия — далеко не первая страна (вспомните Китай), которая пытается создать из разрозненных стран политический блок, который мог бы помочь Москве продвигать ее национальные интересы в ООН и в других международных институтах.

Соперничая с Востоком (Китаем и Индией) и Западом (Америка и Европа) в Африке, Россия, по всей видимости, стремится стать сильным политическим игроком на этом обширном стратегически значимом континенте. Но дело не только в политике.

Будучи крупным поставщиком энергоресурсов, Россия, несомненно, имеет свои экономические интересы в энергетическом секторе Африки. Для России африканские энергетические компании — это одновременно конкуренты в нефтегазовом секторе и потенциальные партнеры в проектах строительства атомных электростанций.

То же самое можно сказать и о таких важных сырьевых товарах, которые производятся либо исключительно, либо преимущественно в Африке (к примеру, алмазы).

На политической и экономической аренах американские дипломаты и бизнесмены могут успешно конкурировать с их российскими коллегами в Африке. Но с точки зрения национальных интересов США, активное участие России в обеспечении безопасности на этом континенте представляет собой серьезную проблему. Разумеется, Россия уже много лет продает оружие и проводит подготовку служб безопасности ряда африканских государств — самым заметным за последнее время примером стала Центральноафриканская Республика. В Африке присутствуют российские миротворцы под эгидой ООН, и не стоит забывать о ее контртеррористических интересах на этом континенте. Но это не все. Вполне возможно, Россия готовится к тому, чтобы создать свою военно-морскую базу в Судане, который расположен вдоль западного побережья стратегически значимого Красного моря. По некоторым данным, Россия и Судан подписали проект соглашения об упрощенном порядке захода военных кораблей в порты обеих стран. По словам главы оборонного комитета парламента Судана генерала-майора Аль-Хади Адама (Al-Hadi Adam), «сейчас обсуждается дата запрашиваемого Россией захода в порт. Она будет одобрена, если наши страны договорятся. Этот договор подготовит почву для новых соглашений и расширения сотрудничества… возможно, даже для создания российской базы в Красном море».

В ноябре 2017 года президент Судана Омар аль-Башир (Omar al-Bashir) обсуждал с Путиным вопросы укрепления военных связей и защиты от агрессии США. По некоторым данным, тогда он тоже упоминал о создании российской военной базы в Судане.

Добавьте к этому прозвучавшие осенью прошлого года сообщения о том, что Россия хочет создать свою базу материально-технического снабжения в Эритрее, которая тоже находится на побережье Красного моря (к югу от Судана) и рядом с Баб-эль-Мандебским проливом, который ведет к Африканскому Рогу и Аравийскому морю.

Хотя чиновники России и Эритреи почти ничего не сообщили о назначении этой базы, в военных базах иностранных государств в Эритрее нет ничего особенно нового. Асмэра разрешила Объединенным Арабским Эмиратам открыть на своей территории их военную базу.

Беспокойство вызывают и интересы России с Ливии — стране, которая до сих пор охвачена гражданской войной. Москва не скрывает своего интереса к энергетическому сектору Ливии, однако есть предположения, что Москва, возможно, хочет открыть свои военные базы в этой стране, которая занимает стратегически важное место в Северной Африке на побережье Средиземного моря.

Вы спросите: к чему все это?

Дело в следующем. Посредством дипломатических соглашений Россия создает ряд своих баз — таких гражданских и/или военных баз, на которых будет находиться минимум людей и оборудования, но которые при необходимости можно будет быстро укрепить, — в Судане, Эритрее и Ливии.

Базы в Судане и Эритрее потенциально позволят Москве собирать разведданные и вмешиваться в судоходство, маршруты которого пролегают через Красное море между Средиземным и Аравийским морями. Этим маршрутом пользуются американские военные корабли, идущие в или из Персидского залива и Индийского океана.

Наличие баз в Ливии позволит России проецировать свою силу в Средиземном море вдоль южных границ альянса НАТО, послужив дополнением к ее присутствию на востоке Средиземного моря, то есть в Сирии.

Разумеется, далеко не все соглашения, которые политики предлагают, в конечном счете подписываются и воплощаются в жизнь — по самым разным причинам, от финансовых до культурных. Вполне возможно, у России никогда не будет военных баз в Судане и Эритрее.

Но вероятность их появления — пусть даже и минимальная — вызывает тревогу, учитывая стратегическое значение Средиземного и Красного морей для национальных интересов Америки, а также ее союзников и партнеров.

Россия является проблемой для США во многих странах и по многим вопросам. Теперь к этому длинному списку, к сожалению, нужно добавить и Африку.