3 февраля Киев посетил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Его с Зеленским брифинг начался с 3-часовым опозданием — переговоры с глазу на глаз сильно затянулись. Любопытно, что во время визита Зеленского в Анкару в прошлом августе его беседа с Эрдоганом за закрытыми дверями также продолжалась на час дольше запланированного. И представленные договоренности тогда, как и сейчас, явно не тянули на несколько часов разговора без свидетелей.
Турецкий президент пообещал Зе 50 миллионов долларов военной помощи, а киевлянам его визит запомнился рекордным кортежем из 19 авто, в котором сам турецкий президент передвигался на бронированном Mercedes-Maybach S-Class, и приветствием «Слава Украине!» из уст турецкого лидера. Подробности визита и его последствия, выясняла «Страна».
«Продаст ли Зеленский невинных людей за 50 миллионов долларов?»
Встреча с Эрдоганом еще раз доказала, что в международной политике Зе идет по стопам Порошенко. Зеленский, после общения с турецким коллегой, лично заявил, что займется вопросом оппозиционно настроенных к Эрдогану турок, живущих на Украине. Это так называемые гюленисты — сторонники живущего в США 78-летнего проповедника Фетхуллаха Гюлена, врага Эрдогана, которого тот обвиняет в подготовке военного переворота в Турции в 2016 году.
Гюлен создал по всему миру сеть своих последователей и школ под названием «Хизмет» (в переводе — «служба»), которые финансируют его друзья-предприниматели. При Порошенко, летом 2018 года, на Украине уже устраивали облавы на гюленистов. Тогда турецкие спецслужбы, с согласия украинских властей, вывезли из Одессы и Николаева оппозиционного блогера и журналиста Юсуфа Инана и бизнесмена Салиха Зеки Игита.
Наши дипломатические источники объясняли экстрадицию турецких оппозиционеров «личными договоренностями Порошенко и Эрдогана». В том числе и вокруг создания автокефальной украинской церкви, в которой ключевую роль играла поддержка вселенского патриарха Варфоломея, резиденция которого находится в Стамбуле.
И вот теперь Зеленский, как и его предшественник, поручил руководству СБУ заняться деятельностью учебных заведений на Украине, связанных с организацией Гюлена. «Мы сегодня долгое время говорили на эту тему, говорили очень подробно. Я знаю, что этот вопрос уже был в повестке дня между Украиной и Турцией. Сегодня я получил очень подробные факты от президента Эрдогана, есть разные фамилии. Всю эту информацию я уже передал руководителю СБУ, который должен этим вопросом заниматься», — заявил Зеленский на брифинге.
По данным источников «Страны» среди турецких оппозиционеров, в «черном списке» — как минимум десять человек. Среди них — живущий в Киеве журналист Юнус Эрдогду,который после заявления Зеленского опасается выдачи властям Турции. Во время «порошенковских облав» Эрдогду публично попросил о помощи и долго не выходил из дома. Некоторые его товарищи, которых также причисляют к гюленистам, уехали из Украины в Европу.
«Один из уехавших был преподавателем математики и являлся доктором математических наук, он иммигрировал в Германию и ему сказали, что, таких как он, Германия с радостью примет хоть миллион. Ни одна европейская страна не выдала так называемых гюленистов», — сказал «Стране» Эрдогду, который не был на родине уже пять лет из-за угрозы попасть в тюрьму. По его словам, при Порошенко год назад он был в списке на выдачу на пятом месте. «Учитывая уехавших, могу оказаться уже на третьем месте. Честно говоря, не ожидал такого от Зеленского», — признается нам турецкий оппозиционер-журналист.
На вопрос о его дальнейших действиях, Эрдогду отвечает: «А что можно предпринять против президента? Трое моих детей — граждане Украины. Зеленский просит украинцев, живущих за рубежом, возвращаться обратно, при этом вынуждая отца трех граждан Украины уехать из страны. Кто будет кормить моих детей, если я уеду? Зеленский? Это испытание как для меня, так и для украинской демократии. Посмотрим, сможет ли Зеленский продать невинных людей за помощь в 50 миллионов долларов».
Журналист рассказывает, что постоянно сталкивался с давлением сторонников Эрдогана, так как не поддерживает его в достижении мечты о «халифате» и «султанате» и не пропагандирует его политику в своих статьях. «Все началось с коррупционного скандала в Турции, в котором была замешана верхушка власти. Когда Эрдоган был еще в качестве премьер-министра, тогда я стал получать первые угрозы. Вскоре после этого посольство Турции в Киеве, ранее награждавшее меня за заслуги, объявило меня террористом за статьи, в которых я не поддерживаю Эрдогана. В настоящее время власть Турции использует все возможности, чтобы замарать мою репутацию, как в турецком, так и в украинском обществе. Большинство моих родственников верят ложным, необоснованным и бессмысленным обвинениям Эрдогана в терроризме и порвали свои отношения со мной. Хотя я никогда не совершал никаких правонарушений ни в Турции, ни в Украине», — делится Эрдогду.
Миллионы на армию и квартиры для крымских татар
Цена за выдачу турецких оппозионеров может быть как экономическая, так и политическая. Кроме военной помощи, Зеленский заявил, что рассчитывает на миллиарды инвестиций от Турции. «Мы немало говорили о будущем в торговой и инвестиционной сферах. У нас есть амбициозная цель — увеличить объемы двусторонней торговли до 10 миллиардов долларов в год (сейчас товарооборот составляет 4 миллиарда долларов, — прим. ред.)», — заявил Зеленский на брифинге.
Эта же цифра — 10 миллиардов долларов — уже звучала во время летнего визита Зеленского в Турцию. Тогда Зе с улыбкой заявил, что Эрдоган может подумать насчет инвестиций в Украину в размере 10 миллиардов. Тот лишь хмуро кивнул. Но пока турецкие инвестиции, как и соглашение о зоне свободной торговли, остаются лишь разговорами. Договориться удалось лишь о помощи украинской армии — Турции готова выделить несколько десятков миллионов долларов на закупку вооружений.
Причем эксперты связывают активность в этом направлении турок с непростыми отношениями Москвы и Стамбула в Сирии. Как раз вчера в ходе наступления союзной России армии президента Асада в провинции Идлиб погибли несколько турецких солдат, что уже вызвало очень жесткую реакцию Эрдогана.
«Турция давно поставляет Украине вооружения — беспилотники, некоторые военные системы и амуницию. Таким образом турки, во-первых, пытаются создать дополнительные проблемы для России, которая поддерживает правительство сирийского президента Башара Асада, который фактически воюет с протурецкими силами в Сирии и иногда попадает непосредственно по самим турецким войскам. Как это произошло буквально на днях. Турция делает аналогично — она поддерживает правительство Украины, которое воюет с пророссийскими силами на Украине. Это такой себе симметричный ответ Путину и России, особенно на фоне последнего обострения в Сирии. С другой стороны, турки пытаются сохранить влияние на крымских татар, их радикальные группы, которые абсолютно антипутински настроены», — объяснил «Стране» политолог Руслан Бортник.
Зеленский с Эрдоганом также обсудили поставки самолетов украинского производства и усиление безопасности в Черноморском регионе. Помимо этого, власти Турции решили обеспечить жильем около пятисот семей крымских татар, покинувших Крым после аннексии. «Хочу сказать, что порядка пятисот семей решили обеспечить жильем. И я сказал об этом министру финансов, и он проведет соответствующие переговоры со своим украинским визави. Будет установлена смета, и полностью построено жилье для этих семей, я в этом уверен», — заявил Эрдоган, отвечая на вопрос журналиста о турецкой помощи в связи с аннексией Россией Крымского полуострова. И в который Эрдоган раз не признал Крым российским.
Также Украина заинтересована в импорте азербайджанского газа, который проходит через территорию Турции. «Важными для нас являются вопросы диверсификации источников энергоснабжения. Мы обсудили возможность транспортировки каспийского газа по газопроводу через соответствующие коннекторы на Украину», — сказал Зеленский не брифинге.
«Эрдоган продает роль переговорщика с Россией»
Эксперты сравнивают визит Эрдогана с приездом госсекретаря США Помпео. «Это поездка по болезненным местам России и попытка продать роль переговорщика между Украиной и Россией, что в значительной мере позволило бы самой Турции занять более выгодную позицию в переговорах с Россией. И это попытка сделать больно и неприятно России, показать свою значимость и влиятельность на Украине для российского руководства, создать им дополнительные проблемы, которыми, наверное, можно будет торговать в ходе переговоров», — резюмирует Бортник. Лозунг «Слава Украине» из уст Эрдогана также выглядит попыткой уколоть Россию.
О том, что за закрытыми дверями могли обсуждать посредничество турецкого президента на переговорах Зе с Путиным, говорит эксперт Соломон Манн. «Громогласное заверение Эрдогана о том что „Крым — часть Украины" и „мы всегда выступали за территориальную целостность Украины", в условиях когда сам Эрдоган ссорится с Западом, ввозя российские ПВО, выглядит как грубый и бестолковый фарс. Эрдоган не станет вкладывать в Украину — ему свои собственные штаны нечем поддержать, ведь отток капитала из Турции в последний год напоминает лавину, а лира теряет позиции почти так же быстро как гривна в ходе Майданов», — предположил в разговоре с нами Манн.
По данным его турецких источников, Зеленский просил Эрдогана выступить с посреднической миссией и при этом предлагал туркам услуги крымско-татарских активистов, которые, впрочем, турецкий лидер отверг. В целом эксперты полагают, что визит Эрдогана не принес особого прогресса и не решил ключевых вопросов, как, например, о зоне свободной торговли с Турцией.
«Также между странами отсутствует план или договоренность о стратегическом сотрудничестве, которые, возможно, помогли бы Украине выходить на азиатские рынки и рынки Ближнего Востока, а Турции использовать украинский рынок как потенциально благоприятный рынок в Восточной Европе», — говорит Бортник.
В то же время, по его словам, очевидна попытка Турции использовать Украину в своем диалоге с Россией и попытка Украины за счет Турции создать видимость международной поддержки и сильной внешней коалиции против России.
«Крым испокон веков принадлежал тюркам»
В самой Турции резонанс вызвала многомиллионная помощь Киеву. В местной экспертной среде также считают, что это ответ России за поддержку Асада. «Эрдоган всегда найдет, чем ответить Путину. Например, Украина», — так лаконично прокомментировал «Стране» подоплеку интереса Анкары к Киеву местный обозреватель Ариф Арслан.
Интересны комментарии турецких читателей под статьей En Son Haber о помощи Эрдогана Киеву в 200 миллионов лир.
«Я думаю, что это жест против России, которая не соблюдает договоренности в Идлибе», — пишет пользователь akhen05.
«Прекрасный ход на украинской шахматной доске в ответ на войну России в Идлибе», — согласен Камилов.
«Это нужно трактовать как выпад против Путина. Россия постоянно бомбит Идлиб, из-за чего растет поток мигрантов в сторону Турции. Ни к России, ни к Америке нет доверия. Мы должны быть сильными на поле боя и полагаться только на самих себя», — комментирует Ибрагим-бей.
«Вождь говорит: „Путин, если ты поддерживаешь Сирию, то мы поддержим Украину"», — пишет пользователь под ником F16.
«Пусть турецкая армия создаст базу на Украине. Выдворим русских оккупантов из Крыма, который испокон веков принадлежит тюркам», — пишет читатель Селим.
Часть полагает, что это может вызвать напряженность с Россией, и, как следствие, новое обострение в Сирии, что сейчас, по их мнению, Турции ни к чему. Особенно после совместного торжественного открытия «Турецкого потока», который при синхронном запуске со второй веткой «Северного потока» сделает ненужной украинскую ГТС.
«А что будет, если Путин перекроет туристический поток? Россия может стать нашим врагом», — задается вопросом Серкан.
«Ваша помощь Украине в размере 200 миллионов лир стоила жизни четырем нашим военным в Сирии. Не пытайтесь преподать России урок, упрямиться. Гибнете не вы, а ни в чем не повинные люди», — пишет пользователь под ником «Свободное мнение».
Некоторые недовольны, что Турция дает деньги Украине в то время, как страна сама нуждается в помощи.
«Сначала обрати внимание на нужды своего народа», — возмущается пользователь с инициалами M.H.
«Кому и чьи деньги ты даешь?» — задается вопросом Халид ибн аль-Валид.
«А что мы получим взамен, интересно?» — пишет Омер Гиресун.
«Что-то я не понимаю этой сделки. Мы продаем вооруженные беспилотники, хорошо, но помощь-то зачем? Значит, когда мы покупали С-400, Россия тоже должна была оказать нам финансовую помощь?» — пишет Каракан.
«Лучше, чем если бы эти деньги пошли сирийцам», — считает другой комментатор.
И все же, по мнению экспертов, Анкара не будет идти на конфронтацию с Россией в украинском вопросе.
«Турция в хороших отношениях с Украиной. Но у нас также определенные отношения с Россией», — заявил Йылдырым Тугрул Тюркеш, председатель парламентской группы дружбы Турции и Украины и депутат от правящей Партии справедливости и развития.