Будучи человеком, который никогда не упускает возможность присоединиться к общей моде, Владимир Путин запустил свою собственную программу вакцинирования в тот самый момент, когда Британия «выкатила» свою вакцину. Учитывая, как сильно пострадала от коронавируса Россия, можно было бы ожидать, что это будет популярный шаг. Но россияне, похоже, осторожничают. И не в последнюю очередь потому, что они, как всегда, не доверяют Кремлю.
В четверг российские чиновники, отвечающие за здоровье населения, объявили о новом рекорде в более чем 28 тысяч новых случаев заражения коронавирусом за один-единственный день. Это довело общее количество заболевших до 2,4 млн. человек. Россия в этом плане является четвертым по пораженности коронавирусом государством. Правда, ситуация еще хуже в США (самая пострадавшая страна), хуже обстоят дела и в Индии и Бразилии. В России зафиксирована на данный момент 41 тысяча смертей. Или, скажем так, 41 тысяча по официальной статистике — конфиденциальные документы, кем-то «слитые» в прессу, дают оценку в 75 тысяч смертей, причем это самое меньшее.
Эта ситуация указывает на чисто российскую проблему, состоящую в сочетании укрывательства подлинной ситуации в регионах и нежелания высшего руководства признать свои ошибки. Это сочетание ведет к тому, что правительство действует, исходя из неточных цифр, а население традиционно не доверяет официальному курсу.
Россияне, слава богу, давно уже научились с подозрением относиться к официальным заявлениям в тех случаях, когда они пытаются внушить обществу надежду.
Вот это недоверие уже проявляет себя и по отношению к собственной вакцине России — многократно расхваленной вакцине Спутник V. Ее разработчики утверждают, что она защищает людей с 95-процентной эффективностью после введения второй дозы. Но проблема в том, что процесс выработки вакцины выглядит так, будто медиков кто-то торопил, а вывод о ее готовности основан на недостаточном количестве тестов. Это и вызвало первоначальные сомнения со стороны скептиков. Сейчас, правда, сложился международный консенсус в пользу новой русской вакцины. Международные эксперты согласны, что она будет работать на обещанном уровне или близко к нему. Кроме того, признается, что русская вакцина дешева плюс ее легко хранить и перевозить.
Тем не менее недоверие внутри самого российского общества сохраняется, несмотря на веру в нее даже зарубежных критиков. Опрос, проведенный независимыми социологами из «Левада-центра» выявил, что по состоянию на октябрь 59% респондентов не проявляли желания вакцинироваться. Между тем, сравните: в Великобритании процент таких недоверчивых составляет всего 21%. Понятное дело: ведь британцам не предлагают Спутник V.
Частично это недоверие русских к собственному продукту отражает их национальную черту, специфическую недоверчивость. Россияне обычно гордятся своими научными достижениями, поэтому разработчики вакцины наверняка рассчитывали оседлать эту гордость, назвав вакцину в честь первого в мире космического аппарата, созданного Советами. Но россияне еще и научились быстренько развивать подозрительность всякий раз, когда заявления властей становились уж совсем шапкозакидательскими.
Это относится и ко всем вещам, связанным с covid-19. Путина буквально заставил признать наличие проблемы коронавируса мэр Москвы Сергей Собянин. Пока это не произошло, Путин сильно запаздывал и неохотно признавал, что есть проблема. Путин ушел в осторожную самоизоляцию. Желающие встретиться с Путиным проходят карантин в две недели, а также вынуждены пройти сквозь специальный туннель, через искусственный дезинфекционный «туман». И, может быть, самым поразительным является тот факт, что Путин не стал рисковать и не принял до сих пор вакцину. И это при том, что 100.000 россиян из групп профессионального риска уже вакцинировались, предпочтя низкий риск высокому, причем еще на стадии испытаний в ряды вакцинированных согласилась вступить одна из дочерей Путина.
Однако это недоверие общества отражает недоверие к тем людям, которых российская пугливая интеллигенция традиционно называет «они», имея в виду чекистов, цекистов или кого там еще. Опросы все еще показывают низкие уровни доверия ко всем институтам общества — от масс-медиа до полиции. И даже личные рейтинги Путина показывают скорее одобрение его личности, чем доверие ко всему государству. (А это выявляет парадокс: довольно большое количество россиян одобряют действия Путина, но не доверяют ему полностью.)
Проблема коронавируса и вакцины от него так сложна, что она поставила в тупик военных. Генералы ждут весеннего призыва, когда приблизительно 140 тысяч молодых людей должны быть призваны в армию. Объявлены планы вакцинировать 400 тысяч военнослужащих, но ведь это лишь часть общего состава вооруженных сил, насчитывающих в целом до миллиона человек. Теперь же возникли озабоченности по поводу неадекватных анти-пандемических предосторожностей, есть даже риск протестов против призыва.
Первые московские центры вакцинации открылись в субботу. Нет сомнения, что будет проведена кампания в масс-медиа, убеждающая людей вакцинироваться. Она будет проводиться одновременно с усилением давления на бюджетников с призывами согласиться на укол. Если Спутник V оправдает ожидания, он станет огромным успехом России в деле победы над вирусом. Но сопротивление программе — это во многом не результат внешнего саботажа, а внутренняя проблема, созданная самими русскими. Он стала результатом «хайпа» по поводу собственной российской вакцины, а также столкновения этого хайпа с недоверчивым обществом, которому лгали десятки лет.