«План максимум»
Документ, подготовленный конгрессменами, называется «Акт о партнерстве в сфере безопасности с Украиной». В нем содержится несколько принципиально новых моментов: четко обозначена сумма военной помощи Украине («до 300 миллионов долларов в год»); призыв создать рабочую группу с «европейскими союзниками» по нашей стране; требование к госсекретарю США (глава МИД — прим. авт.) провести доклад о дипломатической поддержке Киева на следующие пять лет; а также требование к новой администрации назначить специального посланника по вопросам Украины.
«Причем интересно, что должность прописана именно в рамках переговоров в «нормандском формате», а не по Украине в целом. Это показывает, что США готовы включиться в переговоры, — говорит «Вестям» политолог-американист, аналитик Интерньюс-Украина Владислав Фарапонов. — В целом этот документ — скорее «план максимум». В итоге какие-то пункты из него исчезнут, что-то могут и добавить, к примеру, в тексте очень нечетко прописано участие в «Крымской платформе».
Пока публичный диалог «Вашингтон — Киев» поставлен на паузу и переведен в неформальное русло. В марте США передали Украине несколько очень важных посылов. Во-первых, издание The Washington Post опубликовало редакционную колонку (а это важно — когда главную тему номера одно из ведущих изданий посвящает именно Украине), где пояснило отсутствие диалога на самом верху. Новая администрация США пытается побудить Зе бороться с повальной коррупцией; Офис президента должен порвать с Коломойским и поддержать уголовное дело против него; ОП — провести судебную реформу плюс необходимо обеспечить «независимость НБУ» и исключить попытки ослабить НАБУ.
Во-вторых, на днях Курт Волкер, бывший спецпредставитель Госдепа по вопросам Украины, делает ряд заявлений в интервью «НВ». Из них следует, что Вашингтон готов и дальше оказывать поддержку Киеву, по сути, продолжая линию на усиление санкционного давления против РФ (добавив: на Донбассе происходит обострение, и «нас ждут сложные времена»). Но, что важнее, Волкер тоже дал «антиолигархический» посыл. Украине, мол, «не хватает института лидерства», в то же время построены мощные олигархические монополии, «как в США в конце XIX века, когда Джон Морган, Джон Рокфеллер или Эндрю Карнеги построили громадные бизнес-империи, благодаря которым контролировали экономику, тогда Америка смогла провести антитрастовое законодательство, раздробить эти бизнес-империи».
Когда Байден позвонит Зе
Реакция официального Киева была молниеносной: глава МИД Дмитрий Кулеба высказался в духе «не надо драматизировать», отметив, что отношения между Украиной и США не сводятся к телефонной беседе, и сам он общался с американским коллегой, Энтони Блинкеном, «уже в первые недели его пребывания в должности».
Пресс-секретарь МИД Олег Николенко утверждает — ведомство готовит телефонный разговор двух лидеров «без предварительных условий». Фарапонов считает, что контакт вероятен лишь в августе-сентябре. Ранее это будет сложно — Украина не входит в «топ-лист» американских интересов, а в Вашингтоне пока даже не заполнены все вакансии (в минувшую пятницу, к примеру, был назначен новый директор ЦРУ).
«Я думаю, администрация Байдена полноценно заработает к началу лета. Тогда и будет найден тот режим работы, в том числе и с РФ, в который впишутся такие страны, как Украина, — сказал «Вестям» политолог-международник Павел Рудяков. — Пока что Киев старается привлечь к себе внимание — в рамках своего, утилитарного, понимания процесса: как школьник-отличник, тянем руку, проявляем инициативу».
Рудяков говорит об инициативах, которые проявляет Офис президента в отношении того же Игоря Коломойского (в ответ на введение против него американских санкций заявили о «преодолении системы, в которой доминируют олигархи»), других олигархических капиталов (введение санкций СНБО против Виктора Медведчука и его соратников), «чистке» фракции «СН». Примечательно, что эти инициативы называют сами «слуги» в ответ на вопрос о том, какие сигналы Киев подает Вашингтону.
«Мы внедрили санкции против Медведчука, из рядов фракции изъяты люди, которые были причастны к антиукраинской деятельности — это все сигналы с нашей стороны о готовности работать со США, — говорит депутат от «Слуг народа», член комитета по внешней политике Елизавета Ясько. — Правда, внутри есть ощущение определенного сдерживания — из-за всей этой истории с президентом Трампом, звонком, импичментом».
«Победит концепция заслона»
Кадровый вопрос будет решаться сложно. «Дело в том, что со времен Клинтона неформально Украиной занимался вице-президент США. А Камала Харрис провела уже огромное количество переговоров с лидерами разных стран, не меньше, чем Байден, — но до нас они почему-то не дошли, — считает политический эксперт Руслан Бизяев. — И статья в The Washington Post, и прочие скандалы свидетельствуют: у Вашингтона есть понимание, «что такое Украина», но нет понимания, что с нею делать».
Бизяев добавляет: США сохранят идеологическую рамку, предложенную еще во времена Клинтона, когда Украину видели в качестве «заслона» на пути РФ в Европу. «С другой стороны, Украина — это предмет для торга. Но, думаю, победит концепция заслона», — убежден Бизяев.
Второй аспект — наличие у самого Киева лоббистского потенциала. Та же статья в WP, равно как и интервью Волкера украинским СМИ, по мнению Рудякова, является проявлением как раз такой, лоббистской, работы.
«Сегодня уже известно минимум о двух группах, которые работают в интересах Украины. Также идут по дипломатическому пути — но с 2015 года МИД практически ничего не способен сделать, пример — посольство Украины в США попросту не осведомляют о лоббистских усилиях, которые предпринимают помимо этого, консервативного, пути, — говорит «Вестям» Павел Рудяков. — И тут вскрывается еще одна проблема Зеленского: когда Кличко пару месяцев назад сказал, мол, позвоню ребятам на Западе и сделаю киевлянам миллион доз — он не хвастался, ему действительно есть кому там позвонить (хотя даже при его авторитете вакцину нам не дали). А Зеленскому звонить некому».
Поэтому, когда состоится разговор между Байденом и Зеленским, он должен быть предельно предметным, говорит Фарапонов: «Байден набирает т. н. «букет вопросов» для Зеленского, на которые не получится не ответить. Это и Коломойский, и борьба с коррупцией, и экватор президента Зеленского. Валить на прошлую власть не получится, нужно будет рассказывать о своих результатах. И что происходит с антикоррупционными органами. Это будет в какой-то степени отчет и за деятельность Порошенко (Байден ведь ушел из Белого дома на половине срока Порошенко), и о своей деятельности. Нужен и конструктив после разговора — надо, чтобы к чему-то обязательно пришли. И чтобы это было выгодно Украине: финансовый год в США заканчивается в сентябре, и тогда будет понятна окончательная сумма военной помощи».
Тарас Козуб, заместитель главного редактора, политический обозреватель