Институт исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS) выпустил рабочий документ о роли России в Ливане и возможностях Израиля извлечь выгоду из расширения российско-ливанского сотрудничества, наблюдаемого в последнее время.
В отчете, подготовленном Даниэлем Раковым и Орной Мизрахи, говорится, что Россия заинтересована в усилении своего влияния в Ливане, поскольку она способна решить некоторые ливанские проблемы, в том числе связанные с инвестициями в энергетику и вакцинами. Тем не менее совершенно очевидно, что она не в состоянии решить глубокие проблемы Ливана.
Согласно израильскому отчету, Ливан — это пространство для продвижения интересов России, особенно с учетом ее продолжающегося присутствия в Сирии. По мнению русских, Дамаск и Бейрут являются «двумя взаимосвязанными инструментами с точки зрения безопасности и экономики», и, следовательно, нестабильность в одном из них «сказывается и на другом».
«У России есть множество инструментов, способных повлиять на ситуацию в Ливане — отчасти из-за присутствия в Сирии российских военных. В последние годы они действуют вдоль сирийско-ливанских границ и отстаивают интересы в области безопасности самого Ливана», — говорится в отчете.
В отчете также говорится, что визит премьер-министра Ливана Саада Харири в Россию в середине апреля выглядел «отчаянной попыткой заручиться международной поддержкой после его неудачных попыток сформировать правительство». Ливанцы используют контакты с русскими в качестве дополнительного рычага давления на Запад, чтобы получить обещанную им от него помощь, предоставление которой зависит от формирования правительства Ливана для проведения реформ.
Что касается «Хизбаллы», то в отчете говорится о сложных отношениях конкуренции и сотрудничества между ней и Москвой. С одной стороны, за последнее десятилетие Россия стала защитницей «Хизбаллы» в Совете Безопасности ООН, предотвращая решения, которые могут повлиять на ее деятельность и обеспечивая ей легитимность на официальном уровне, а с другой стороны, существуют трения между русскими и «Хизбаллой» в Сирии.
Авторы отчета пояснили, что «Хизбалла» придает большое значение поддержке России, которая «обеспечивает ей легитимность в качестве политического игрока на ливанской арене», и что она «явно заинтересована в укреплении отношений между Ливаном и незападными или прозападными партиями».
Что касается интересов России, то в отчете указывается, что Москва заинтересована в «укреплении своих позиций в Ливане». Это повышает вероятность того, что Россия будет играть более важную политическую и экономическую роль в Ливане в ближайшие годы.
«Россия иногда способна решать важные проблемы, если это служит ее интересам, не требуя при этом высокой цены», — говорится в отчёте.
Авторы отчета рекомендуют включить «ливанское досье» в диалог между Израилем и Москвой, особенно в свете угрозы, исходящей от «Хизбаллы», с которой Россия поддерживает официальные отношения.
Они также предложили изучить последствия вмешательства России в ливанский энергетический сектор, которое может нарушить планы по транспортировке израильского газа в Европу. Кроме того, авторы отчёта призвали продолжить диалог по этому вопросу с израильскими партнерами на Западе.