«В преддверии этой поездки наша позиция сводится к тому, что дела звучат громче, чем слова», — заявил в понедельник советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан (Jake Sullivan), комментируя предстоящую поездку Джо Байдена по Европе. Салливан объяснил, что работа администрации по выводу страны из пандемии продемонстрирует союзникам Соединенных Штатов и всему миру, что Вашингтон готов взять на себя роль лидера. Салливан отвечал на льстивый вопрос о том, каким образом Байден перевернет страницу печально известных конфронтационных отношений его предшественника с его европейскими коллегами.
Но, если бы администрация была по-настоящему заинтересована в том, чтобы продемонстрировать глобальным партнерам Америки свою значимость, она отказалась бы от своего половинчатого подхода в отношении газопровода «Северный поток — 2».
В мае Госдепартамент объявил о том, что одобренные конгрессом санкции в отношении этого российского энергетического проекта могут быть применены к проектной компании Nord Stream 2 AG и ее исполнительному директору Маттиасу Варнигу (Matthias Warnig), являющемуся союзником Кремля, но что он принял решение этого не делать, руководствуясь национальными интересами Соединенных Штатов.
Украинское правительство было ошарашено, о чем президент Владимир Зеленский рассказал вчера, 6 июня, в интервью изданию Axios, добавив, что он узнал об этом решении администрации США из сообщений прессы (хотя Госдепартамент утверждал, что он уведомил украинских чиновников заранее). По словам Зеленского, гнев, который он испытывал в связи с нежеланием администрации Байдена использовать все имеющиеся в ее распоряжении инструменты для того, чтобы поставить крест на этом российском проекте, сменился разочарованием: «Я определенно не ожидал, что патроны к этому оружию могут быть предоставлены такой великой страной, как Соединенные Штаты».
Это оружие — «Северный поток — 2» — станет для Кремля еще одним мощным рычагом воздействия, с помощью которого можно будет давить на Украину. «Северный поток — 2» позволит поставлять по другому маршруту тот природный газ, который в обычных условиях должен поставляться через территорию Украины, то есть он лишит Киев прибыли от транзита газа. Соединенные Штаты могли бы этому помешать, введя санкции против европейских компаний, участвующих в строительстве этого газопровода, но для этого администрации Байдена нужно было бы ввести санкции против немецких компаний. Время подходит к концу: после завершения укладки первой нитки «Северного потока — 2» на прошлой неделе президент России Владимир Путин сказал, что Украина должна проявить добросовестность, если она хочет, чтобы Россия и дальше поставляла газ в Европу через Украину.
Отказавшись занять более агрессивную позицию в отношении этого газопровода — который пользуется поддержкой правительства Германии, — администрация США бросает своего союзника, оказавшегося в тяжелой ситуации, на съедение волкам. За последние несколько месяцев военное давление России на Украину существенно выросло, и Москва стянула десятки тысяч своих военных, а также массу военной техники к границе между этими двумя странами.
Тем не менее, высокопоставленные чиновники администрации Байдена утверждают, что у них есть причины для такого решения. Выступая на заседании комитета Палаты представителей по международным делам, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что завершение строительства этого российского газопровода — это «свершившийся факт», что санкции ничего не изменят, и что не стоит злить правительство Ангелы Меркель. Другие противники идеи введения американских санкций против немецких компаний и лиц, участвующих в реализации этого проекта, утверждают, что в долгосрочной перспективе Соединенным Штатам следует потворствовать прихотям Берлина — хотя бы для того, чтобы не позволить ему занять слишком дружелюбную позицию в отношении Китая.
По понятным причинам президент Украины с этим не согласен: «Сколько жизней украинцев будут стоить отношения Соединенных Штатов и Германии?»
Очевидно, много. В той излишне упрощенной предвыборной риторике и нарративе СМИ о необходимости поддерживать союзников Соединенных Штатов, которых Дональд Трамп оттолкнул, не было никаких упоминаний о том, что политики вынуждены принимать сложные решения касательно того, как именно нужно поддерживать этих союзников. Бывший президент, несомненно, сделал все возможное, чтобы оттолкнуть близких союзников и поддержать — как минимум на уровне риторики — таких диктаторов, как Путин. Однако на практике санкции, введенные его администрацией, на время приостановили строительство «Северного потока — 2», отправив правильный сигнал касательно нежелания Вашингтона мириться с выходками Москвы — и опровергнув заявления Блинкена о том, что строительство уже невозможно остановить.
Между тем встреча Байдена с Путиным, которая пройдет в Женеве в конце его поездки в Европу, состоится до того, как американский президент проведет личную встречу со своим украинским коллегой. Как сказал Зеленский, между оказанием поддержки своему союзнику, над которым нависла авторитарная угроза, и заискиванием перед отдалившимся партнером, смягчившим свою критику в адрес Москвы и Пекина, президент США отдал предпочтение укреплению отношений со вторым. И Путин это знает.