Популизм всегда занимал видное место в украинской политике как способ сдерживать падение популярности президентов и правительств. После «оранжевой революции» синонимом этого популизма стала ярая популистка Юлия Тимошенко. Новая политика «деолигархизации», проводимая президентом Украины Владимиром Зеленским, похоже, является возвращением к дискредитированному популизму Тимошенко, который был катастрофическим для экономики Украины во время двух сроков, когда она возглавляла правительство.
Учитывая, что 42% украинцев были разочарованы действиями Владимира Зеленского в прошлом году, и 57% считают, что страна движется в неправильном направлении, неудивительно, что президент Украины обращается к популизму. Только 20% считали, что президент Зеленский лучше своего предшественника Петра Порошенко, 30% считали, что он как президент хуже, а 41% придерживался мнения, что между ними нет никакой разницы.
Традиционным врагом популистов на Украине всегда были олигархи. Во время избирательных кампаний все политические силы Украины, от левых до правых и независимо от того, являются ли они прозападными или пророссийскими, обещают «разобраться с олигархами».
С расчетом на следующие выборы Зеленский начал «кампанию по деолигархизации», взяв на прицел двух противников. Первым является пророссийская партия Оппозиционная платформа «За жизнь» (ОПЗЖ), которую он считает главным конкурентом своей партии «Слуга народа» среди русскоязычных жителей юго-востока Украины. Второй противник — Порошенко, к которому он испытывает личную неприязнь. Он стремится ослабить поддержку возглавляемой бывшим президентом правоцентристской партии «Европейская солидарность».
Хотя украинская общественность традиционно обвиняет олигархов во всевозможных грехах, она в то же время скептически относится к мотивам Зеленского, и только 31,5% считают, что он стремится к справедливости или что «деолигархизация» приведет к улучшению. При этом более половины украинцев — 57%- считают проводимую Зеленским «деолигархизацию» либо популизмом, направленным на повышение его рейтинга популярности, либо попыткой завладеть экономическими активами и СМИ олигархов для команды президента
Три политические партии в парламенте («Европейская солидарность», «Голос» и «Отечество» Юлии Тимошенко), обычно не стремящиеся к сотрудничеству друг с другом, разработали свой собственный альтернативный законопроект о «деолигархизации», который они представили 15 июня, через 13 дней после публикации проекта Зеленского. Их проект с длинным названием «О деолигархизации, содействии конкуренции, очищении власти от коррупционных действий и социальной ответственности бизнеса» направлен на устранение многих несоответствий в подходе президента.
«Деолигархизация» Зеленского не совсем понятна в том, как следует определять олигархов. Имена включены в секретный список из 13 человек, которые якобы имеют чрезмерное влияние в политике, СМИ и на государственных чиновников. Зеленский пытается лишить этих 13 олигархов возможности оказывать влияние на СМИ и политические партии и закрыть им доступ к приватизации крупных объектов.
При этом не объясняется, каким образом олигархов заставят продавать свои СМИ. Это, скорее всего, приведет к протестам со стороны международных организаций и правозащитных органов в связи с угрозами свободе СМИ на Украине. Аналогичным образом, учитывая огромную теневую экономику, на долю которой приходится более половины ВВП, и активы, размещенные за рубежом, Зеленский не объяснил, как власти намерены положить конец скрытому финансированию политических партий представителями крупного бизнеса. Не стоит забывать, что крупный бизнес перечисляет финансовые пожертвования политическим партиям в США и Европе.
Подобные Зеленскому популисты, выступающие против истеблишмента, предпочитают атаковать «элиту». Теневая экономика способствует повсеместному снижению уровня коррупции и повсеместному неуважению к верховенству закона. Из 30 миллионов «экономически активных» украинцев только 37% (10,9 миллиона) платят налоги. 11,8 миллиона работоспособных украинцев официально никаких денег не зарабатывают, то есть, они работают в теневой экономике, где получают неофициальную зарплату. Усугубляют ситуацию высокие показатели уклонения от уплаты налогов на западной Украине, которая не видит в этом противоречия своим претензиям на звание самого патриотического региона страны. Уклонение от уплаты налогов также широко распространено в портовом городе Одесса и в меньшей степени в столице — Киеве.
Крупнейшие промышленные компании Украины слишком велики и заметны, чтобы прятаться в теневой экономике. Между тем «деолигархизация» не способствует улучшению ситуации в плане верховенства закона на Украине, например, путем сокращения широкомасштабной коррупции в судебной системе. Как отметил консервативный исследовательский центр Фонд «Наследие» (Heritage Foundation) в своем Индексе экономической свободы 2021 года, «[Киеву] необходимо повысить уровень доверия инвесторов, продолжая обновлять инвестиционный кодекс и проводя глубокие и комплексные реформы для укрепления правоохранительных органов и повышения уровня защиты прав собственности, повышения эффективности судебной системы и репутации правительства».
В рамках популистской политики Зеленского по «деолигархизации» планируется повысить налоги для отдельных олигархов, которые владеют крупнейшими украинскими компаниями по добыче природных ресурсов. Речь в частности идет о возможном увеличении в три раза арендных платежей при добыче железной руды и почти трехкратное увеличение налога на утилизацию неопасных отходов горнодобывающей промышленности. Согласно официальным статистическим данным, опубликованным правительством, 60% железной руды, добываемой на Украине, идут на экспорт, при этом на долю украинской металлургической промышленности приходится 12% ВВП страны. 19 из 100 крупнейших налогоплательщиков Украины работают в металлургическом секторе. Недавнее исследование показало, что каждое рабочее место в металлургической промышленности Украины косвенно способствует созданию дополнительных 2,2 рабочих мест в других секторах экономики, таких как транспорт или машиностроение.
Поскольку повышение налогов приведет к увеличению производственных затрат в металлургическом секторе Украины и росту цен для импортеров украинских металлов, планируемое Зеленским популистское повышение налогов создаст окно возможностей для российских конкурентов. Популистская «деолигархизация» заставит импортеров и инвесторов искать стабильные сектора в других местах, особенно на трех четвертях мирового рынка металлов, где используется не прогрессивная арендная ставка, одобренная Зеленским, а фиксированная. Популистское повышение налогов вынудит некоторых торговых партнеров Украины перенести свой бизнес, например, в Россию, страны ЕС, Австралию или Бразилию.
Значительно возрос спрос со стороны Китая на железную руду. Но повышение цен на экспорт из Украины (из-за популистского повышения налогов) приведет к тому, что китайские импортеры будут искать поставщиков в других странах. Если для удовлетворения своих потребностей в железной руде Китай обратится к России, кампания Зеленского по «деолигархизации» приведет не только к снижению спроса на товары из Украины и затруднит восстановление экономики после кризиса, вызванного пандемией коронавируса, но будет способствовать укреплению позиций России, увеличив ее долю рынка.
Кому выгоден предвыборный популизм Зеленского?
«Деолигархизация» будет выгодна олигарху Игорю Коломойскому, который сыграл важную роль в приведении Зеленского к власти в 2019 году и остается неприкасаемым. Олигархи, близкие к Тимошенко, также были неприкасаемыми во время ее популистской «деолигархизации». За два года своего пребывания у власти Зеленский ни разу не подвергал Коломойского критике, хотя олигарх выступает против всех его реформ. Коломойский контролирует четверть парламентской фракции «Слуга народа» Зеленского, которая заблокировала реформы правительства. Коломойский напрямую вмешивается в украинскую политику через свою политическую партию «За будущее», которая на местных выборах в прошлом году заняла четвертое место, набрав 12% голосов.
Чтобы добиться расположения президента Джо Байдена, Зеленский мог бы ввести против Коломойского украинские санкции, хотя это маловероятно. На прошлой неделе Зеленский ввел санкции против украинского газового олигарха Дмитрия Фирташа, экстрадиции которого из Вены США добиваются с 2014 года, обвиняя его в коррупции. После состоявшегося в этом месяце саммита НАТО президент Байден сказал Зеленскому, что для получения Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) Украина должна очиститься от коррупции. Очистка ближнего окружения президента Зеленского была бы прекрасным шагом, с которого Украина могла бы начать работу по получению ПДЧ в качестве ступеньки к вступлению в НАТО.
Поэтому украинцы, по-видимому, на самом деле опасаются, что «деолигархизация» будет выгодна окружению Зеленского. Коломойский, безусловно, попытался бы захватить крупные компании, которые обанкротились бы из-за популистских высоких налогов и потери рынков. Интересно отметить, что с 2020 года в секторе добычи марганцевой руды, уже контролируемом Коломойским, действует налоговая ставка всего в 25%, при том, что налоги на добычу железной руды выросли до 50%. При популистском повышении Зеленским налогов сектор добычи марганцевой руды повышения налогов по непонятной причине избежал.
Запланированная Зеленским популистская «деолигархизация» имеет четыре фундаментальные проблемы. Во-первых, она плохо продумана, поскольку ориентирована не столько на проведение каких-либо реальных реформ, проведения которых США требуют давно в обмен на их поддержку, сколько на повышение популярности президента. Во-вторых, ее выборочное действие, адресность в отношении одного из ключевых секторов экономического роста и экспорта Украины лишь заставит еще большее число компаний уйти в теневую экономику, масштабы которой и так уже велики. В-третьих, было бы неразумно позволить России захватить экспортные рынки Украины, когда почти три четверти украинцев считают, что их страна находится в состоянии войны с Россией. В-четвертых, запланированная Зеленским «деолигархизация» будет выгодна Коломойскому в то время, когда он находится под санкциями США. В-пятых, «деолигархизация» невозможна без сокращения огромной теневой экономики Украины, сокращения масштабов широко распространенного уклонения от уплаты налогов среди украинских граждан и борьбы с коррупцией, укоренившейся в судебной системе.
Если президент Зеленский хочет, чтобы украинцы и Вашингтон отнеслись к его плану «деолигархизации» серьезно, а не как к очередному раунду предвыборного популизма, он должен последовать примеру США, введя в своей стране санкции против Коломойского. Пока Коломойский остается неприкасаемым на Украине, «деолигархизация» будет восприниматься не иначе, как популизм.