Кабул пал перед талибами (члены запрещенной в России организации — прим. ред.) намного быстрее, чем многие ожидали. Выход войск США из Афганистана больше напоминал их бегство из Вьетнама, чем запланированный и организованный вывод. Медвежья услуга по борьбе с терроризмом и создание опасного очага нестабильности в Центральной Азии, который может оказать влияние и на другие регионы планеты.
Факт заключается в том, что группа исламских экстремистов вынудила войска Соединенных Штатов и НАТО поспешно покинуть Афганистан. Если талибам удалось это сделать, почему другие радикальные движения не смогут этого добиться в других исламских странах? Этот пример может оказаться еще более заразительным для молодежи, ведь молодые люди больше всего страдают от безработицы, коррупции и отсутствия перспектив в своих странах.
Что касается Европейского союза, серьезнейшая стратегическая ошибка США и НАТО может возродить волны терактов и незаконной иммиграции.
В самом Афганистане Соединенные Штаты и НАТО предали тех, кто поверил в их политику, сейчас они оказались оставлены на волю судьбы, которая будет совсем не завидной. Талибы, несмотря на все обещания, уже предоставили достаточное количество доказательств фанатизма, нетолерантности и средневекового отмщения.
Вашингтон и его союзники могли предпринять меры, чтобы воспрепятствовать возвращению талибов к власти: вынудить Пакистан перестать выступать тренировочным лагерем афганских террористов и отказать им в логистической поддержке; создать элиту и политические и военные институты, способные управлять страной. У них было на это 20 лет, но они почти или совсем ничего не сделали.
Доводы Китая не должны особенно отличаться от доводов Кремля, аналогичны и опасения относительно развития ситуации. Ни китайцы, ни русские не уверены в том, что «Талибан» (запрещенная в России организация — прим. ред.) и другие афганские вооруженные террористические группировки не намереваются распространить конфликт за пределы Афганистана. Пекин опасается, что афганские экстремисты могут разжечь сепаратизм и вооруженную борьбу в Синьцзяне, регионе, где мусульмане составляют большинство населения и страдают от серьезных преследований со стороны коммунистических китайских властей.
Россия сосредоточит свои усилия на том, чтобы вооруженные радикальные движения не проникли в такие страны как Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Казахстан, а оттуда — в мусульманские регионы Российской Федерации. Чтобы не допустить такого развития событий, дипломаты Москвы и Пекина уже долгое время «флиртуют» с талибами, принимая самых высокопоставленных членов группировки, чье название в России, например, можно произносить только вместе со словосочетанием «террористическая организация». Так русские и китайцы легитимизируют «бородатых афганцев» в надежде, что те будут контролировать ситуацию в Афганистане, способствовать борьбе с терроризмом и наркоторговлей в регионе.
Однако задача колоссальна, учитывая этнические и политические проблемы в Афганистане. Некоторые аналитики обращают внимание на то, что даже в самом сердце «Талибана» нет единства. Если «старые талибы», уставшие от десятилетий войны, могут принять предложения русских и китайцев, то «новые талибы» хотят продолжать священную войну против неверных и перенести ее на новые территории. «Талибан» — это не единственная террористическая организация, ведущая борьбу в Афганистане.
В России многие опасаются, что их страна может оказаться вовлеченной в вооруженный конфликт, и вспоминают печальный и катастрофичный опыт коммунистического руководства, решившего военными методами оккупировать Афганистан и вынужденного уйти оттуда десять лет спустя.
Нельзя исключать и дьявольскую вероятность того, что Соединенные Штаты настолько быстро покинули Афганистан, чтобы устроить головную боль для русских и китайцев. Именно им придется решать проблемы, с которыми не справились Соединенные Штаты и НАТО.
Я сомневаюсь, что такие американские лидеры как Джордж Буш-младший, Барак Обама, Дональд Трамп и Джо Байден читали «Письма из Англии» (Cartas de Inglaterra) Эсы де Кейроша (Eça de Queirós, португальский писатель, 1845 — 1900 гг., — прим. ред.). Однако, поскольку он пишет, что «история — это старуха, которая постоянно себя повторяет», советую посольствам России и Китая срочно отправить переводы этой книги своим лидерам. Письмо об Афганистане короткое, но очень поучительное.