Двадцать второго августа Украину посетит канцлер [Германии] Ангела Меркель. По данным СМИ, инициатива главы немецкого правительства оказалась для украинских партнеров не совсем ожидаемой — ведь канцлер уже встречалась с Владимиром Зеленским в середине июля.
Более того, глава немецкого правительства посетит Украину на фоне не совсем простых личных отношений с действующим украинским президентом. Поэтому, уже сразу развернулись дискуссии относительно того, с чем Меркель едет в Киев и на следующий день, когда должен начаться саммит «Крымской платформы» (официально Германию должен представлять министр иностранных дел Гайко Маас) останется ли она в украинской столице.
Интригу в данной ситуации добавляет и то, что двадцатого августа Меркель намерена посетить Москву, где будет вести переговоры с президентом Путиным. Этот визит будет первым после длительного перерыва, вызванного коронакризисом и отравлением российского оппозиционера Алексея Навального.
Следовательно, бэкграунд для этого визита для обеих сторон необычно сложен. Соответственно, попробуем выделить основные направления, по которым может происходить дискуссия.
Донбасский указатель для преемника
Вряд ли можно ошибиться, указывая, что этот визит канцлера на Украину будет прощальным. Двадцать шестого сентября в Германии состоятся парламентские выборы, на которых, а это было объявлено еще в 2018 году, Меркель уже не будет выставлять свою кандидатуру. Учитывая это, для Меркель важно «подвести черту» под собственной каденцией. В том числе, и с точки зрения внешней политики.
Канцлер, к слову, данным вопросом занималась довольно активно по сравнению с ее предшественниками. Это касается и «украинского вопроса», внимание к которому существенно возросло на фоне революции Достоинства и последующей эскалации российской агрессии против Украины.
Поэтому, в этом контексте ей следует продемонстрировать две вещи.
Во-первых, тот факт, что урегулирование на востоке Украины относится к важным темам, находящихся на повестке дня канцлера и которыми она будет заниматься до конца каденции. Более того, в этом случае Меркель, очевидно, стремится показать своему преемнику или своей преемнице важность этой проблематики с тем, чтобы ее курс был продолжен и после смены правительства.
Во-вторых, накануне завершения собственной каденции Меркель предпочла бы показать результаты, которые принесло ее участие в процессе мирного урегулирования на востоке Украины. Очевидно, из-за этого во время июльской встречи с Зеленским она вспомнила о необходимости имплементации формулы Штайнмайера в украинское законодательство. В украинском медийном дискурсе этот тезис вызвал неоднозначную реакцию. А ряд участников украинской переговорной группы в Трехсторонней контактной группе ОБСЕ обратили внимание на то, что вопросы, которые затрагивает формула, уже частично урегулированы в законе об «особом статусе» ОРДЛО.
Итак, украинскую сторону совершенно точно ждет очередной раунд дискуссий о ходе урегулирования вооруженного конфликта на востоке Украины. При этом, они, очевидно, не будут легкими, ведь, во-первых, в Донбассе российские боевики в очередной раз прибегли к эскалации напряженности, а, во-вторых, Меркель прибудет на Украину после консультаций с французским президентом и визита в Москву.
Поэтому, вполне возможно, что официальному Киеву придется столкнуться с давлением в плане имплементации «формулы Штайнмайера».
Однако пока сложно представить, за счет чего можно перейти к выполнению этой формулы — без принципиальных уступок со стороны Украины. Как и раньше, ключ от урегулирования на востоке остается в Москве — и она вряд ли предпочтет идти на уступки.
Путину нужны успехи на фоне парламентской кампании, которая в условиях «обновленной» российской Конституции должна обеспечить его правительству стабильное большинство. При этом, в Москве вряд ли будут идти на очередной нормандский саммит в ближайшее время, учитывая как парламентскую кампанию в ФРГ, так и выборы президента Франции в следующем году.
Поэтому, усилия Меркель в этом процессе на последних витках ее каденции вряд ли приведут к какому-то заметному прорыву. Скорее всего, это будет еще одна отметка в «переходной книге» для преемника или преемницы.
«Северный поток — 2» и его слабое место
Другим важным аспектом, который точно не удастся обойти во время украинско-немецких переговоров, является запланированный на конец августа визит президента Украины в Соединенные Штаты и проблематика газопровода «Северный поток — 2».
Напомним, в совместной декларации от двадцать первого июля, США и ФРГ подтвердили свою поддержку «территориальной целостности, независимости и европейского пути» Украины, а также «энергетической безопасности Украины и Центральной и Восточной Европы». Кроме того, стороны согласились с необходимостью введения новых санкций против РФ, если та прибегнет к «агрессивным или подрывным действиям».
При этом, Германия обязалась приложить усилия к продлению действующего контракта на транзит природного газа через территорию Украины на срок до десяти лет, создать «Зеленый фонд» для Украины на общую сумму в один миллиард долларов и вложить первый взнос в сумме сто семьдесят пять миллионов долларов, а также назначить спецуполномоченного по развитию энергоэффективности и «зеленых технологий» на Украине, выделив ему семьдесят миллионов долларов.
В то же время, на Украине эта договоренность была воспринята очень неоднозначно. В частности, важным упреком в ее адрес стал тот факт, что компромисс между Берлином и Вашингтоном был достигнут без участия Киева или центрально-европейских государств-транзитеров.
Более того, он фактически означал разворот США от предыдущего курса на введение санкций против «Северного потока — 2». Для украинской стороны является очевидным тот факт, что в условиях, когда обе стороны дали «зеленый свет» российскому газопроводу, любые дальнейшие санкции будут иметь ограниченное влияние, а «транзитный вопрос» вполне будет отдан на волю Кремля.
Кроме того, сама декларация не имеет обязывающего характера как в плане потенциального расширения санкций против РФ, так и с точки зрения поддержки транзитного потенциала Украины. Более того, стороны не конкретизировали, какие именно механизмы они планируют использовать для решения обоих вопросов.
Конечно, привлечение Германии в развитие «зеленых технологий» и энергетическую трансформацию Украины с ее широким опытом в этих вопросах является положительным аспектом. Однако, конкретные инструменты для воплощения этих инициатив еще предстоит разработать.
И хотя немецкий бизнес в лице Восточного комитета немецкой экономики выразил заинтересованность в участии в «энергетическом переходе» на Украине, понятно, что этот процесс будет зависеть как от ряда «переменных», от конфигурации будущего правительства Германии, так и усилий Украины по улучшению инвестиционного климата.
Еще один важный аспект — реагируя на совместную декларацию, украинская сторона направила в Еврокомиссию запрос о консультациях в соответствии со статьей 274 Соглашения об ассоциации.
Этот запрос укладывается в логику решения Суда ЕС по делу газопровода OPAL, который соединяет «Северный поток — 1» с континентальной сетью газопроводов. В нем, рассматривая иск Польши, Суд ЕС констатировал, что расширение пропускной способности OPAL в 2016 году по решению немецких властей противоречило принципу «энергетической солидарности» на рынке Евросоюза.
Официальный Киев, в свою очередь, находясь в процессе интеграции в энергетический рынок ЕС, тоже обращает внимание на нарушение этого принципа, а также положений «газовой директивы» о диверсификации.
Исходя из этого, существует очень высокая вероятность, что во время визита Меркель в Киев, будет обсуждаться не только широкая тематика, связанная с «Северным потоком — 2» или энергетическим сотрудничеством, но и вышеупомянутый запрос официального Киева к комиссии ЕС, ведь он недвусмысленно подчеркивает односторонность действий официального Берлина в «газопроводном вопросе».
Останется ли Меркель на саммит?
Конечно, пока можно только строить предположения. Скорее всего, как и в случае визита канцлера в РФ, детали появятся лишь в течение ближайшей недели.
В то же время, несмотря на то, что Германия будет представлена на саммите «Крымской платформы» главой МИД, можно сказать, что в данном случае это в некоторой степени понижение уровня представительства.
Ведь, несмотря на личную роль Меркель в создании «крымского» и «донбасского» пакетов санкций против РФ и в процессе урегулирования на востоке Украины, было бы логичным, чтобы она лично представляла свою страну на полях «Крымской платформы».
С другой же стороны, предвыборная кампания, последствия наводнений в западных землях и ухудшение эпидемической ситуации вполне могут выглядеть обоснованным поводом для отсутствия Меркель на саммите.
Поэтому, остается ждать итогов «последней гастроли» канцлера в Киев двадцать второго августа.