Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дайте Путину шанс

Присоединение Путиным Крыма — это нарушение международного права. Но именно Запад вызвал кризис на Украине

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин и почетный гость XVII Петербургского международного экономического форума, канцлер Германии Ангела Меркель
Президент России Владимир Путин и почетный гость XVII Петербургского международного экономического форума, канцлер Германии Ангела Меркель
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В случае политической стабилизации предложение о заключении соглашения о свободной торговле между Россией и Западом приведет к сохранению мира, даст экономические преимущества Европе и будет способствовать проведению политики «перемен через сближение». Берлину пора наладить добрососедские отношения с Россией, Украиной и другими странами, находящимися между силовыми блоками.

То, что Советский Союз четверть века тому назад распался без гражданской войны, что Россия впоследствии нашла дорогу к рыночной экономике, и что Восточная Европа вошла в состав Евросоюза, было подарком истории. И вовлеченные в крымский кризис игроки не должны этот подарок разбазарить.

Аннексия Крыма явно была нарушением норм международного права. Этот полуостров был передан Россией Украине в 1954 году в рамках Советского Союза, а после 1991 года остался в ее составе. С такой ситуацией согласились все стороны. Перекройка границ по решению одной только стороны в Европе неприемлема.

Однако следует иметь в виду, что нынешний кризис вызвал Запад. Те попытки заигрывания, которые в последние годы предпринимала НАТО в отношении Грузии, Молдавии и Украины, по сути дела, создавали угрозу окружению российского Черноморского флота, имеющего в своем распоряжении единственный незамерзающий порт.

Если американский президент Барак Обама считает, что Россия — это просто региональная держава, и ей придется с этим смириться, он ошибается. Россия протестует столь же энергично, как это делали США во время Карибского кризиса. Москва в качестве своего инструмента в Крыму использовала референдум, однако ситуация могла сложиться гораздо более неприятная.

Германия, уничтожившая миллионы русских в годы Второй мировой войны, а потом получившая прекрасный шанс на мирное воссоединение благодаря российской поддержке, просто обязана заняться деэскалацией конфликта с Россией. Но очевидно, что у некоторых противников компромиссов в Вашингтоне, Брюсселе и Москве есть свои собственные планы. Может, НАТО и рвется сегодня в бой, но не только власть предержащие в Кремле замечают то, что международные конфликты — это эффективный способ отвлечь внимание людей от внутренних проблем. Хорошо, что федеральное правительство Германии пытается оказывать успокаивающее влияние, одновременно стараясь не поставить под угрозу солидарность западного альянса.

Если Россия решится на новые аннексии, нам придется реагировать введением против нее санкций. Но действовать в этом направлении надо осторожно: ни одна здравомыслящая сторона не может выступать за дестабилизацию России и за торговую войну.

Россия и без того ослаблена оттоком капитала. Эта страна гораздо больше зависит от Запада, чем он от нее, хотя некоторые страны ЕС, и в частности Германия, на треть обеспечивают свои потребности в нефти и газе за счет российских поставок. Примерно 60 процентов российского экспорта идет в ЕС, и лишь семь процентов экспорта ЕС для третьих стран направляется в Россию. Экономическая дестабилизация в России приведет к радикализации страны и отбросит мир обратно в эпоху холодной войны. В 1991 году гражданскую войну на Украине удалось предотвратить, но теперь она снова может вернуться в список возможных сценариев.

Как можно увеличить для России издержки от дальнейших захватов, и как можно повысить шансы на мирное урегулирование, не нанося при этом ущерб России, Украине и ЕС? Ответ заключается в том, чтобы заключить соглашение о свободной торговле с Россией и Украиной в рамках нового международного договора о будущем Украины.

В 2010 году российский президент Владимир Путин предложил создать зону свободной торговли от Владивостока до Лиссабона. И что произошло? ЕС вместо этого начал работу над заключением соглашений о свободной торговле с Грузией, Молдавией, Украиной и Арменией. Это только усилило нервозность Москвы, так как такая ситуация косвенно создавала угрозу возникновения таможенных барьеров для России.

Свободная торговля с такой страной как Россия, которая специализируется на сырьевых поставках и дополняет производственную специализацию Запада, обещает серьезные торговые преимущества, которые будут гораздо значительнее, чем преимущества от торговли между похожими экономиками. Политики Евросоюза в настоящее время ведут переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с США, что принесет преимущества всем участникам. Но включение России в соглашение о свободной торговле может стать настоящим золотым дном для всех вовлеченных сторон. Свободная торговля — это не антагонистическая игра; от нее выигрывают все. Она дает возможность для специализации и разделения труда, что является источником процветания. В свободной торговле могут участвовать даже страны, далекие по своему политическому устройству. А создавая взаимозависимость во всем мире, свободная торговля способствует делу мира.

У Германии на сегодня нет какой-то определенной политики по отношению к России, хотя канцлер Ангела Меркель хорошо знакома с этой страной. В интересах сохранения мира в Европе Берлину давно пора активно проводить стратегию, направленную на убеждение органов ЕС в необходимости налаживания добрососедских отношений с Россией, а также с Украиной и с другими странами, находящимися между силовыми блоками.

В случае политической стабилизации предложение о заключении соглашения о свободной торговле между Россией и Западом приведет к сохранению мира, даст экономические преимущества Европе и будет способствовать проведению политики «перемен через сближение», которую первым вполне успешно претворил на практике Вилли Брандт (Willy Brandt) в отношении Восточной Германии.