Использование мифического и фантастического материала в кинопроизводстве — прежде всего американском — следует признать, изобретение не новое. И ранее в фильмах появлялись некоторые мифические персонажи, но в последние годы наблюдается настоящий бум в телесериалах. Начавшийся введением персонажей вампиров, этот тренд между тем распространился и на оборотней, духов и зомби. Логическое повышение градуса отображает включение целого ряда мифологических систем, как это происходит в «Американских богах», где действительно разворачивается война богов. Вместо конфликта внутри определенного мира богов, здесь представлены боги различных пантеонов, которые вступают в борьбу с так называемыми «новыми богами». Ввиду технического прогресса и модернизации мира 21-века появляются вопросы об этих новых богах. Как вообще могут возникать боги? Как они могут выживать и как они ведут себя с людьми?


Боги как проекция человеческих желаний


Еще античный философ Ксенофан Колофонский при помощи анализа различных представлений богов пришел к выводу, что любое отображение бога определяется культурой людей. Позднее в 19 веке появилась теория Людвига Фейербаха, критически настроенного к религии, который видит в сути божества суть самих людей. Человек проецирует свои желания, а также и черты характера и свое поведения на одного или несколько божеств, чтобы он обладал объектом, в котором персонифицированы человеческие желания и страхи. В тезисе проецирования религия рассматривается как психологический процесс и устанавливает тем самым базу для идей Зигмунда Фрейда. Даже если идея религии как психоз человечества, без сомнения, раздражает критиков, она слишком проста, чтобы иметь значительную силу. Но что касается античных, политеистических религий, то, кажется, что тезис проецирования Фейербаха вполне уместен.


В типичном пантеоне у каждого бога своя сфера ответственности, которая соответствует реалиям человеческой жизни. Водан — бог войны, Гера ответственна за желания семейной защиты, а Гефест ответственен за ремесленную деятельность. В «Американских богах» у новых богов собственные сферы — богиня Медиа представляет СМИ, Мистер Мир — глобализацию, а Техномальчик — технологии. Абсолютно в духе античных богов их существование является ответом на человеческое поведение и желания, например, получение удовольствия от развлекательных СМИ, а также желания, быть частью этой сферы. Кроме того, новые боги, также в соответствие с античным пантеоном, одновременно являются символизацией и символичными объектами того, что представляет собой их сфера ответственности. Медиа — одновременно и богиня Медиа и сами СМИ, а Мистер Мир — глобализация собственной персоной.


Однако в рациональном современном мире, которым он может стать для человечества в «Американских богах» показывается, что не должно быть необходимости в новых богах. Расцвет политеистических религий все же был многие тысячелетия назад.


Адаптация логотипа для мифа


Для существования ряда богов необходима, прежде всего, мифологическая картина мира. В нем человек объясняет для себя окружающие феномены не логически, а мифологически. Как именно работают чувство расположения или отторжения, как они возникают в мозге, это нейрология может объяснить с трудом, а божеству нужен всего лишь указатель, пропитанный любовью или ненавистью. Внезапно начавшийся гром без метеорологии не имеет особого смысла, но если верить в бога по имени Тор, то непогода меньше пугает. Человек в этой картине мира мыслит мифологией, без нее ему в мире, который его окружает, было бы неизвестно и непонятно. Посредством создания ряда богов с различными сферами ответственности погодные явления или внутричеловеческие процессы становятся более объяснимыми, а значит и поддается большему влиянию. Если грозит шторм в море, можно принести жертву Посейдону, за любовь нужно молиться Афродите, за хороший урожай — Деметре. Хаос, который окружает несведущих людей, упорядочивается за счет сотворения богов и становится более управляемым.


Между тем, уже давно произошел переход от мифа к логотипу, от мифологической к логической картине мира. Больше не нужен пантеон, чтобы понять мир, поскольку наука взяла на себя эту задачу, и для новых богов в мире больше нет места. Однако эти новые боги закрепили свои позиции и располагают теми сферами, которые считаются признаками современного, логичного мира. Даже если СМИ и глобализация считаются основами современного прогресса, они представляют и сферы, которые для большинства людей не являются доступными и понятными. Например, за исключением некоторых специалистов, большая часть человечества не знает, как устроен сотовый телефон или телевизор, или что такое импликации глобализации. Эти аспекты до определенной степени неизвестны и непонятны людям, даже если они ими ежедневно пользуются. Такое положение открывает возможность возникновения новых богов, и это происходит вне зависимости от прямого человеческого влияния, поскольку в сериале никто из простых смертных не слышал о бытии Медиа или Мистера Мира. То есть это неосознаваемый проекционный процесс создал этих богов, то же касается и пассивного боготворения. В целом, это гениальная идея для божеств, выбрать именно эту сферу влияния. Единственная проблема — старые боги находятся на грани забвения, из-за чего они начинают более активную борьбу.


С молотами и ураганами против мобильных телефонов и Hulu


Вера людей в богов, неважно осознанно или нет, в конце концов, укрепляет выживание их самих. Так, война богов, борьба между старыми и новыми, является ничем иным, как борьбой ресурсов. Послание новых богов старым простое — присоединиться или оказаться в забвении. И, кажется, что у них есть сверхсила, поскольку они сами отображают продукты нового мира, в котором происходит борьба. Однако кажется, что старые боги не так слабы, как думают, если только они поразмыслят о своих средствах давления при отсутствии поклонения. Именно это должно придать им со стороны людей больше симпатии или, по крайней мере, уважения перед старшими.