Российский секуляризм — это самый жестокий опыт секуляризма в мире, особенно в советскую эпоху, во время которой произошло движение в сторону нерелигиозного понимания мира. Но российское общество вновь обратилось к религии и рассматривает ее как могущественную силу, привлекающую умы и сердца людей. Это является показательным примером того, что религия не умерла, а продолжила свое существование даже в темное советское время.
Взгляд на секуляризм в России
Отношения между религией и секуляризацией в России были непростыми. Они сопровождались трудностями на христианском Востоке, который не затронула эпоха Возрождения и Реформации, и поэтому он присоединился к европейскому движению секуляризации на относительно позднем этапе — в эпоху Просвещения.
Россия отошла от столпов, заложенных эпохой Просвещения, от неразрывной связи между человечеством, индивидуализмом и божественным, которые были основными европейскими вехами в эпоху Возрождения и Реформации. Это привело к отдалению России от христианского мира, но в конце XVIII века ситуация полностью изменилась.
Европейская культура сильно повлияла на русскую культуру. Просвещению и секуляризации способствовали такие умы, как Михаил Ломоносов, основатель МГУ и первооткрыватель атмосферы Венеры, и Александр Сергеевич Пушкин — один из величайших поэтов в истории и основоположник современного русского литературного языка.
В 1762 году император Петр III подписал манифест о секуляризации церковных и монастырских земель. Его прогрессивные реформы способствовали тому, что духовенство не получило ни единого места в Правительствующем сенате, а все религиозные предметы были исключены из общеобразовательной программы.
В России антирелигиозные настроения появились после Октябрьской революции, Гражданской войны 1917-1921 годов, краха Российской империи и свержения монархии. После захвата власти в октябре 1917 года большевики провозгласили приверженность ценностям секуляризма, объявив об изъятии всех церковных земель и имущества.
Кстати говоря, история доказала несостоятельность антирелигиозного курса советской власти. В России всегда гарантировалась свобода вероисповедания, но после прихода к власти большевики начали жестоко преследовать верующих, особенно если они были из политической оппозиции.
Большевики противостояли Русской православной церкви и Белому движению во время Гражданской войны в России, поскольку они не могли быть нейтральными в вопросах религии. Ленин ясно говорил: «Мы не должны быть к ним милосердными, ибо в неклассовом обществе нет места религии».
Советская власть продвигала атеизм. После стигматизации церкви и признания ее антиреволюционной организацией главной заботой государства стало изобретение законодательства, ограничивающего религиозную деятельность. Здесь следует упомянуть, что Ленин издал декрет об отделении церкви от государства, а также способствовал принятию новых законов, включая декрет об изъятии государством церковной собственности.
Советское государство ввело широкий спектр ограничений на любые религиозные практики. Со временем ненависть к религии и народу возросла до такой степени, что советское руководство начало принимать жесткие законы про противодействию религиозной деятельности.
Государство усилило слежку за верующими, создав общественные комитеты по контролю за соблюдением законодательства. В советские годы религия считалась пережитком прошлого, тормозом для перемен и «опиумом для народа», вводящим в заблуждение в отношении того, что после смерти будет лучшая жизнь.
Руководство СССР настаивало на том, что религия несет вред, и считало ее дешевым оправданием для слабых людей, поэтому активно пропагандировало атеизм. Церковные типографии были упразднены и конфискованы в соответствии с поправкой к Конституции 1929 года. Религиозная деятельность попала под запрет, как и организация религиозных кружков или обществ.
Государство погрязло в бесконечных репрессиях. Оно постепенно перешло от лозунгов о свободе совести к атеизму. В СССР было запрещено защищать религию или вступать с атеистами в публичные дискуссии о религии.
По опыту СССР
На протяжении всего существования СССР использовал секуляризм как инструмент разрушения, полагая, что он способен полностью искоренить религию. СССР не рассматривал секуляризм как всеобъемлющий и определяющий принцип жизни современных обществ и их членов.
Ислам в России
По данным госдепартамента США, ислам является второй по распространенности религией после христианства в России. Согласно переписи 2018 года в стране проживает 25 миллионов мусульман, что составляет 10% от общей численности населения.
Ислам — часть исторического наследия России, и его поддерживает правительство. Мусульмане составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане и Татарстане.
Ислам исповедуют черкесы, балкарцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы и многие народы Дагестана. Кроме того, мусульмане есть в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Адыгея, Северной Осетии-Алании и Астрахани. В России насчитывается более 5 тысяч мусульманских религиозных организаций, что составляет 1/6 от числа религиозных организаций Русской православной церкви.
Россия присоединила к себе некоторые мусульманские регионы, в частности, после объединения русских земель Иваном III и его преемниками. Мусульмане стали подданными русских царей, но подъем ислама произошел в эпоху правления императрицы Екатерины II. В 1773 году она издала указ о терпимости всех вероисповеданий, который способствовал снятию ограничений на строительство мечетей и медресе.
По указу Екатерины II также была создана первая официальная организация мусульман в России — Оренбургское магометанское духовное собрание. Была учреждена должность главы российских мусульман — муфтия, кандидатура которого после избрания мусульманским обществом должна была утверждаться императором. Но несмотря на проявленное уважение к традициям ислама, некоторые исследователи утверждают, что таким образом императрица пыталась контролировать исламское духовенство.
Ислам и секуляризм в России
Законы шариата действовали в Северо-Кавказском эмирате, но после создания СССР мусульмане не избежали религиозных репрессий, даже несмотря на то, что многие из них участвовали в революционных действиях, свергнувших царский режим. Советская власть пропагандировала атеизм и ограничивала распространение ислама наряду с другими религиями.
Государство оставило за собой право публикации Корана, учебных пособий и материалов для богослужения. Оно создало журнал для советских мусульман, чтобы попытаться секуляризировать ислам и «отбелить» коммунизм после казни многих мусульманских лидеров.
В 1960-х годах СССР предоставил мусульманам некоторую свободу, особенно в южных республиках. Тогда начало набирать популярность религиозное образование, в частности, среди узбекской и таджикской молодежи. В 1970-80-х произошел «исламский взрыв». Исламская революция в Иране и войны в Афганистане получили широкую поддержку общественности.
Чтобы контролировать растущие религиозные настроения, ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать „исламский фактор" во враждебных СССР целях», дополненное постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей».
После распада СССР ислам восстановил политико-правовое положение в стране. Президент России Владимир Путин поддержал строительство мечетей и медресе. Здесь следует отметить, что он не преследовал какие-либо политические цели.
Президент России Владимир Путин считает ислам неотъемлемым элементом российского культурного кода, поощряет иммиграцию из мусульманских республик бывшего СССР и осуждает карикатуры на пророка Мухаммеда в попытке загладить вину России перед мусульманами.
Он пытается «отбелить» свое имя после подавления чеченских восстаний в 1994-2000 годах. Путин также провел в Москве международную мирную конференцию, на которой присутствовали 12 стран, в том числе делегация талибов. Более того, он способствовал сохранению офиса талибов в Катаре, чтобы зарекомендовать себя в качестве надежного посредника.
Правительственные меры по отношению к мусульманам не уберегли страну от «вируса исламофобии». Тем не менее в России исламофобия проявляется гораздо слабее, чем в большинстве европейских стран, поскольку русские придерживаются правила «не путать ислам и экстремизм». Более того, история мусульман, проживающих на русских землях, свидетельствует об умеренности их взглядов и историческом вкладе в процветание страны.