Барбара Брыльска (Barbara Brylska) на Новый год, Павел Делонг (Paweł Deląg) на 9 мая, Михал Жебровски (Michał Żebrowski) на День народного единства 4 ноября (годовщина изгнания из Москвы польских войск в 1612 году). Сегодня невозможно себе представить самые важные российские праздники без фильмов с польскими актерами. "Ирония судьбы" Эльдара Рязанова с Брыльской, комедия о странных событиях, случившихся в новогоднюю ночь, стала в России культовым фильмом. Уже 30 лет из года в год миллионы зрителей смотрят этот фильм 31 декабря. Недавно Тимур Бекмамбеков снял вторую часть: "Ирония судьбы. Продолжение", опять с Брыльской, которую в качестве звезды приглашают и в состав жюри телевизионных конкурсов. Говорят, что Кшиштоф Ланг (Krzysztof Lang) предложил ей сниматься в фильме "Любовь на подиуме" (Miłość na wybiegu), чтобы благодаря ее популярности завоевать восточный рынок.
Во времена СССР кроме Брыльской в советских кинотеатрах можно было увидеть целую плеяду поляков: Венчислава Глинского (Wieńczysław Gliński), Франтишека Печку (Franciszek Pieczka), Яна Энглерта (Jan Englert), Игнация Гоголевского (Ignacy Gogolewski), Игоря Смяловского (Igor Śmiałowski), Станислава Микульского (Stanisław Mikulski), Тадеуша Ломницкого (Tadeusz Łomnicki). Остаются сильными позиции других актеров: Даниэль Ольбрыхский (Daniel Olbrychski) сыграл в детективном фильме по роману Бориса Акунина "Турецкий гамбит" и был ведущим телевизионной игры "Империя"; Эва Шикульска (Ewa Szykulska) - сыграла в сериале "Диверсант 2: Конец войны" (2007 год); Ежи Штура (Jerzy Stuhr) - в "Даун хаусе" (2000) и "Арье" (2005).
Сейчас российские экраны завоевывает молодое поколение. Михал Жебровски, успешно снялся в высокобюджетной картине "1612" в 2007 году (об изгнании поляков из Кремля) и получил новые предложения: например, сыграть в шпионском эротическом триллере Николая Лебедева. Все более узнаваемым лицом становится Павел Делонг. Исторический сериал "В июне 41-го", в котором Делонг получил роль немецкого офицера, а Марта Гурска (Marta Górska) - польской красавицы, дважды транслировался в День народного единства, и оба раза его аудитория составляла около 40 миллионов зрителей. В течение трех лет актер успешно проходит кастинги в России, и уже сыграл, например, командира группы спецназа в американо-российской картине "Пятая казнь", снимался в сериалах "Трое" и "Снайпер". Делонг хочет реализовать совместный польско-российский кинопроект о Кракове времен Второй мировой войны. Сейчас он играет француза в российском фильме "Искушение", а несколько месяцев назад играл русского во французской ленте "Женщина-мишень" (Une Femme a abattre) о тайне гибели Анны Политковской. Делонг владеет несколькими языками, так что не испытывает проблем со сменой национальности в кино. Другим актерам на помощь может придти хорошо развитый в России дубляж. Однако чаще всего в российских фильмах наши молодые актеры играют поляков.
В историческом костюмированном фильме по повести Гоголя "Тарас Бульба" (режиссер Владимир Бортко, 2009 год) кроме Ольбрыхского появляются Михал Журавски (Michał Żurawski) и Магдалена Мельцаж (Magdalena Mielcarz) - в роли польской княжны она попала на афиши. Петр Адамчик (Piotr Adamczyk) получил роль литовского журналиста, расследующего загадочные происшествия на военной базе в остросюжетном фильме "Челюскин-2". Бывшие советские республики тоже не забывают о поляках: Тадеуш Хук (Tadeusz Huk) и Анджей Грабарчик (Andrzej Grabarczyk) выступили в главных ролях в азербайджанском фильме "Черное знамение" о президенте Гейдаре Алиеве, а Марта Гурска снимается в совместной литовско-итальяно-американской фантастической картине "Война Стоуна" (Stone's war).
Откуда на Востоке такой интерес к польским артистам? "Рынку нужны актеры, отличающиеся в психофизическом плане от россиян", - говорит Павел Делонг.
- Также как нам интересны российские актеры, вносящие в фильм особую чувствительность, грусть, широту, так и их привлекают поляки, немцы, французы. Кинопроизводители ищут людей из разных культурных пространств, поскольку жанровое разнообразие снимающихся фильмов очень велико: от фантастических, как известный в Польше "Дневной дозор", до романтических комедий и высокобюджетных исторических лент о Второй мировой войне. Бюджеты таких фильмов могут быть огромны: "Пятая казнь" в которой я снимался, стоила 20 миллионов долларов. Основным же потребителем является телевидение, производящее большое число сериалов, минисериалов, фильмов как полнометражных, так и состоящих из нескольких серий.
- В России актеры вписаны в кастовую систему, - рассказывает Агнешка Любомира Петровска (Agnieszka Lubomira Piotrowska), куратор и переводчик, работающий со многими театральными режиссерами и драматургами, вышедшими на кинорынок (в частности, с Иваном Вырыпаевым, Евгением Гришковцом, Максимом Курочкиным). Актеров, играющих в многосерийных сериалах, не приглашают работать в кинофильмах или на театральных сценах типа МХАТа. Еще есть группа актеров, отказывающихся из-за своих амбиций от участия в телевизионных фильмах или в массовой продукции. Хотя даже такие ленты имеют более интересные и лучше написанные сценарии, чем аналогичные польские проекты.
Так что наши актеры заполняют рыночную нишу. Они также отличаются стилем игры: во многих российских школах до сих пор царит реализм Станиславского, а у нас все чаще ориентируются на новые тренды.
Что же получают поляки? Даже в сложный кризисный период российский кинорынок остается гибким, разнородным, предлагает прекрасные условия работы и гонорары.
- Год-два назад бюджеты уменьшились, было остановлено около полусотни проектов, а работу над некоторыми перенесли на Украину, - говорит Делонг. Однако остается нормой, что актеру, привлекающему к экранам 40-50-ти миллионную зрительскую аудиторию, следует достойно заплатить. На съемках всегда обеспечен комфорт и хорошая атмосфера, я не говорю о гримерках для актеров, я имею в виду внимание, симпатию, дружеское отношение.