По мнению заместителя главного редактора ''Новой газеты'' Сергея Соколова, процесс над газетой покажет, ''присоединила ли Чечня к себе судебную систему России''.
Во вторник, 2 февраля, Басманный суд Москвы приступил к рассмотрению иска президента Чечни Рамзана Кадырова к "Новой газете". Поводом для судебного разбирательства стали претензии Кадырова к сведениям, опубликованным в шести статьях издания, которые президент Чечни счел порочащими и недостоверными. Истец требует от газеты опровержения этих сведений, а также выплаты моральной компенсации в размере 865 тыс. 600 рублей, из расчета рубль за экземпляр газеты, а также 100 тыс. рублей - с автора четырех публикаций Вячеслава Измайлова.
Ажиотажного внимания со стороны прессы в Басманном суде в этот день не наблюдалось. В зале была всего одна фото и видеокамера и несколько пишущих журналистов. Адвокат Кадырова Андрей Красенков был настроен по-боевому. "Если судья будет вести дело по существу, то до обеда закончим", - сказал он перед началом процесса.
Сразу после начала заседания судья спросила, возможно ли решение спора миром. На что Красенков категорично ответил, что этого сделать не получится. "Мы стоим на разных позициях", - заявил он. Ответчики в лице представителя "Новой газеты" Сергея Кожеурова, заместителя главного редактора Сергея Соколова и автора статей Вячеслава Измайлова не возражали.
"Матерый бандит" и "невинная овечка"
Адвокат Рамзана Кадырова сделал заявление о том, что все публикации в "Новой газете" носят негативный и порочащий честь и достоинство его клиента характер. Исходя из шести публикаций, которые фигурировали в деле, Кадыров представал "матерым бандитом", который истязает в своих тюрьмах "не только простых людей, но и своих подчиненных". Судя по статьям, Кадыров якобы был причастен к убийству адвоката Станислава Маркелова и бывшего охранника Умара Исраилова, которого 13 января 2009 года застрелили в Вене, люди Кадырова пытали родственников боевиков, принуждая их сложить оружие.
Для того чтобы опровергнуть написанное в газете, Красенков привел с собой двух свидетелей. Один из них - односельчанин Исраилова, должен был показать, что бывший охранник Кадырова не был "невинной овечкой", как его, по мнению Красенкова, изображала "Новая газета", а, наоборот, был бандитом и убийцей. На вопрос Вячеслава Измайлова, как в таком случае Кадыров мог допустить, чтобы такой человек попал в его ближнее окружение, Красенков ответил, что его клиент не мог все про всех знать.
Свидетель: "вышел на тропу войны"
Другой свидетель Магомед Хамбиев, депутат чеченского парламента, а в прошлом министр обороны Ичкерии в правительстве Масхадова должен был опровергнуть информацию о том, что люди Кадырова пытали его родственников с тем, чтобы тот сдался кадыровцам. "Когда началась война за независимость, я был со своим народом, и вышел на тропу войны", - заявил он. "Но потом я увидел, как много сделал Рамзан Кадыров, и что он с народом, и принял решение сложить оружие", - отметил Хамбиев. По словам свидетеля, он играл несколько раз с Кадыровым в бильярд в подвале его дома и никаких тюрем, в которых Кадыров пытает людей, не видел.
Никто не хочет брать ответственность
Красненков сообщил, что в настоящее время ГУВД Москвы проводит проверку по заявлению о возбуждении уголовного дела в отношении авторов "Новой газеты" и его главного редактора Дмитрия Муратова по статье клевета. После этого представители ответчика выступили с ходатайством. По их мнению, необходимо было отложить рассмотрение иска до решения судьбы уголовного дела. Ответчики задались вопросом - зачем делать два суда по одному делу?
Но известно, что само ГУВД все никак не может определиться с этим деликатным вопросом. Как ответил после заседания Сергей Соколов на вопрос корреспондента Deutsche Welle, почему, по его мнению, затягивается принятие решения о возбуждении уголовного дела: "Это политика, и никто не хочет брать на себя ответственность ни за то, ни за другое решение".
"Пусть девочки работают"
Адвокат Кадырова выступил против предложения ответчиков и сделал еще одно заявление. По его мнению, журналисток "Новой газеты", которые являлись авторами рассматриваемых в деле статей, принуждали писать неправду. "Поэтому мы и не предъявляли к ним претензий, пусть девочки работают", - отметил он. Потом на вопрос корреспондента Deutsche Welle, как господин Красенков представляет себе, чтобы журналистов можно было заставить, что-то писать в одном из самых свободных российских СМИ, он заявил: "Ну, вы ж понимаете, что есть редакторская политика, и против нее никто никогда не пойдет". По итогам заседания судья решила отправить дело на досудебную подготовку и вызвать в суд всех соответчиков, то есть авторов статей.
Чечня присоединила к себе Россию
После заседания Сергей Соколов в интервью Deutsche Welle заявил, что, по его мнению, главный редактор "Новой" Дмитрий Муратов был прав, когда сказал, что Кадырову надо поставить памятник - так как при нем Чечня присоединила Россию, а не наоборот. "Сможет ли Чечня присоединить к себе еще и всю судебную систему России, во многом покажет процесс над нашей газетой", - отметил Соколов. Повторное разбирательство по этому делу назначено на 15 февраля 2010 года.