Российское протестное движение требует положить конец фиктивным выборам и тем самым создать условия для настоящей демократии. Его представители выступают против системы, которую уже давно можно назвать диктатурой эпохи постмодерна или управляемой демократией. Этот новый тип авторитарного правления является изобретением бывшего главного путинского идеолога Владислава Суркова.
Нынешние протесты направлены не только просто против фальсификации результатов выборов, но и в целом против существующего стиля российской политики. Для эпохи Суркова были характерны бесконечная ирония и цинизм, а также то, что прямо ничего вообще не говорилось. В отличие от этого демонстранты верят в классические ценности демократии, а также в то, что вещи надо называть своими именами.
Сурков в течение долгого времени действовал в серой зоне власти, а его имя стало синонимом фиктивных выборов и трюков из области пиара. Для того, чтобы сдержать волну протестов, Путин 27 декабря принес в жертву своего политтехнолога и снял с него ответственность за внутреннюю политику. Первая реакция Кремля на оппозиционное движение была вполне в духе политического стиля самого Суркова. Михаил Прохоров – карикатурный олигарх, о котором большинству россиян известно только то, что он на французском горнолыжном курорте развлекался с целой кучей моделей – в последнее время пытается представить себя сторонником протестного движения и хочет принять участие в президентских выборах. Это классический трюк из арсенала Суркова: либеральная публика должна быть успокоена, а позиции Путина усилены, так как у него появляется соперник, которого можно будет легко победить на выборах.
Однако проблема в том, что никто больше на это не покупается. Представители оппозиции досконально изучили те игры, в которые играет Сурков. Им надоели трюки, они хотят заниматься серьезной политикой. И такую возможность скоро они могут получить. Со времени первых акций движения протеста Путин расставил своих старых и верных товарищей по работе с КГБ на ключевые должности своего режима. Сергей Иванов был назначен главой администрации президента, а Сергей Нарышкин получил пост спикера Государственной Думы. Новым заместителем главы президентской администрации и, соответственно, преемником Суркова стал Вячеслав Володин. При этом осталось неясным, будет ли он столь же влиятельным человеком, как его предшественник, поскольку именно Сурков сделал важным эту должность, а не наоборот.
Если возникнет необходимость провести решающий и кровопролитный поединок с оппозицией, то преторианская гвардия к этому уже готова. Сторонникам жесткой линии, тем временем, игры Суркова надоели так же, как и оппозиционному движению. Они хотят применить настоящие репрессии, провести реальные аресты, они жаждут настоящей крови. Сурков создал диктатуру постмодерна. Многие опасаются того, что после мартовских выборов в России будет установлена более традиционная диктатура.