На президентских выборах, которые состоялись в России в марте, Коммунистическая партия упустила уникальный шанс стать реальным противником трону Кремля. Премьер-министр Владимир Путин одержал победу на выборах, собрав 63% голосов избирателей – это почти в четыре раза больше, чем у лидера Коммунистической партии Геннадия Зюганова, пришедшего к финишу вторым. Однако эти цифры не отражают всей истории.
Выборы проходили на фоне беспрецедентного возмущения общественности масштабными фальсификациями в ходе парламентских выборов в декабре 2011 года в пользу путинской партии «Единая Россия». Десятки тысяч людей вышли на улицы на митинги, ставшие самыми массовыми со времен краха Советского Союза. Россияне также почувствовали себя оскорбленными тем, что г-н Путин и президент Дмитрий Медведев заранее заключили закулисное соглашение поменяться должностями, в результате чего г-н Путин должен был вернуться на пост президента и назначить г-на Медведева премьер-министром. Г-н Путин уже занимал пост президента в течение восьми лет и до сих пор продолжает руководить Россией после назначения на должность премьер-министра четыре года назад. Народ обвиняет Путина в расцвете коррупции, упадке в сфере медицины и образования, крахе обрабатывающей промышленности. Многие полагают, что он не должен править страной еще шесть или даже 12 лет – срок президентских полномочий был увеличен на два года, и, согласно конституции, г-н Путин может вновь принять участие в выборах в 2018 году.
Очевидный сдвиг
Парламентские выборы в декабре 2011 года продемонстрировали очевидный сдвиг народных настроений влево . «Единая Россия», правящая правоцентристская партия, потеряла в результате голосования почти четверть своих мест в Государственной Думе, хотя ей удалось сохранить за собой большинство. Коммунисты получили почти 20% голосов, что на 60% больше, чем они получили четырьмя годами ранее. «Справедливая Россия», выстроившая свою предвыборную кампанию на социально-демократической платформе, удвоила свой результат по сравнению с прошлыми выборами и получила почти 13% голосов избирателей. Принимая во внимание утверждения независимых наблюдателей о том, что оппозиционные партии лишились, по крайней мере, 15% голосов в результате фальсификаций, можно с уверенностью сказать, что большинство российских избирателей поддерживают партии левого толка.
Читайте также: Коммунист Зюганов отодвинет Путина на второй план
«Во времена, когда правительство говорит о стабильном улучшении экономики, страна, очевидно, склоняется влево»,- сказала доктор философских наук Елена Шестопал из Московского государственного университета в преддверии президентских выборов 4 марта.
Исследование, проведенное независимым «Левада-центром», показало, что 58% россиян склоняются к откровенно коммунистической или социально-демократической идеологии, и только 12% принимают либерализм по западной модели. И, хотя, возможно, это правда, что во главе антипутинских протестов стоял городской средний класс, социологи обнаружили, что доля протестующих, поддерживающих левые взгляды, выросла с 38% на первом масштабном митинге 24 декабря до 54% на второй, еще более массовой демонстрации 4 февраля.
Сочетание новых гражданских протестов, сильных левых настроений в обществе и нарастающего разочарования в г-не Путине создало исключительно благоприятную ситуацию для оппозиции на президентских выборах 4 марта. Российские коммунисты, будучи поистине всенародной оппозиционной партией с разветвленной сетью организаций на местах, обладали всеми возможностями, чтобы использовать потребность российского общества в изменениях в своих интересах.
Хорошие результаты Коммунистической партии на парламентских выборах в декабре натолкнули некоторых экспертов на предположение, что президентские выборы 4 марта могут стать повторением голосования 1996 года, когда Борису Ельцину пришлось соревноваться с г-ном Зюгановым во втором туре выборов. Некоторые независимые наблюдатели на выборах даже утверждали, что победа г-на Путина была вовсе не такой сокрушительной, как гласят официальные результаты голосования, и что его настоящий результат колебался в районе 50%, однако итоговые цифры были исправлены, чтобы избежать второго тура выборов.
В итоге голосование 4 марта стало катастрофой для 67-летнего лидера Коммунистической партии. И, не только потому, что это был худший результат г-на Зюганова за последние четыре кампании, в которых он принимал участие, впервые он получил на президентских выборах меньше голосов, чем его партия на парламентских.
Также по теме: Коммунисты хотят отправить Путина в отпуск
Коммунисты сами виноваты в сокрушительном поражении г-на Зюганова. Лидера их партии перестали рассматривать как сильного политика, когда он не смог оспорить сомнительную победу Бориса Ельцина во втором туре выборов 1996 года. В преддверии президентских выборов 4 марта г-н Медведев раскрыл сенсационную информацию о том, что в 1996 году г-н Ельцин одержал победу нечестным путем. Во время встречи с лидерами непарламентской оппозиции за закрытыми дверями г-н Медведев выразил свое удивление тем, что они устраивают такой шум вокруг нарушений на парламентских выборах декабря. «Разве прежние выборы были идеальными?- спросил он. Затем он добавил: «Вряд ли у кого есть сомнения, кто победил на выборах президента 96-го года. Это не был Борис Николаевич Ельцин».
Эта информация лишний раз подтвердила распространенное мнение о том, что г-н Зюганов просто боится брать власть в свои руки. Его уже давно кооптировали в кремлевский истеблишмент вместе с остальными лидерами «конструктивной оппозиции» в Парламенте – словоохотливым националистом Владимиром Жириновским и бывшим спикером верхней палаты Совета Федерации Сергеем Мироновым, которые были удобными соперниками г-на Путина на президентских выборах. Как сказал один комментатор: «Самым главным преимуществом Путина на выборах 4 марта была слабость его противников».
Неожиданный успех
Неожиданный успех миллиардера Михаила Прохорова на прошедших выборах стал еще одним свидетельством того, что в обществе существует потребность в новых лидерах. Участвуя в выборах как кандидат-самовыдвиженец, 46-летний г-н Прохоров занял третье место с результатом 7%, несмотря на нелюбовь россиян к олигархам. Аналитики полагают, как бы парадоксально это ни прозвучало, что олигарх забрал голоса у кандидата от Коммунистической партии, поскольку г-н Прохоров был в политике новым человеком с новыми идеями.
Читайте также: Зюганов угрожает олигархам
Отказ г-на Зюганова отойти в сторону и позволить более молодому и харизматичному лидеру занять его место лишило его голосов многих избирателей. Члены партии, удобно устроившиеся в теплых парламентских креслах, вместе с которыми они получают огромные зарплаты, бесплатное жилье и автомобили с шоферами, не хотят никаких изменений в партии – они подавляют любые бунты в своих региональных отделениях. Под руководством г-на Зюганова Коммунистическая партия потеряла три четверти своих членов: сейчас она насчитывает всего 150000 человек, причем, вероятнее всего, в ближайшие годы эта цифра продолжит уменьшаться. Неослабевающее прославление советского диктатора Иосифа Сталина серьезно уменьшило базу поддержки коммунистов. Партии не удалось избавиться от ярлыка «партии пенсионеров»: по ее собственным статистическим данным, средний возраст ее членов составляет 57 лет.
«Российские коммунисты, упустив свой шанс в 1990-е годы и отказавшись измениться в первом десятилетии нынешнего века, оказались в тупиковой ситуации, эксплуатируя вчерашние мифы и будучи неспособными предложить стране программу, соответствующую ее будущим потребностям»,- написал профессор Владимир Гельман из Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Новые партии
Новая политическая ситуация в России может не предоставить коммунистам другого шанса. Политические реформы, которые Кремль предложил провести в ответ на гражданские протесты, включают в себя радикальное упрощение процедуры регистрации новых партий. 2 апреля президент Медведев подписал закон, согласно которому минимальное количество членов партии для ее регистрации должно составлять не 40000 человек, как прежде, а всего 500. Эксперты предсказывают появление сотен новых партий самых разнообразных политических взглядов, в том числе множества партий левого толка, которые отнимут у партии г-на Зюганова как ее членов, так и голоса ее избирателей.
Также по теме: Зюганов объяснил, почему не надо бояться КПРФ
Новый закон уже вызвал повышение активности на левом фронте. Группа политиков левого толка из Коммунистической партии, из партии «Справедливая Россия» и еще нескольких групп объявили о своих намерениях организовать коалицию, чтобы скоординировать предвыборные стратегии и избежать конкуренции. Это стало попыткой обойти запрет на формирование предвыборных блоков, который Кремль включил в текст нового закона, чтобы фрагментировать российскую политическую сцену.
Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев предложил вновь создать социал-демократическую партию, которая была организована в 2000 году, однако затем распущена решением суда вследствие недостаточного количества ее членов.
Фиаско на президентских выборах вновь разожгло протесты против старой гвардии в Коммунистической партии, что поставило ее на грань распада. Сотни активистов-«диссидентов», от которых пытались избавиться сторонники г-на Зюганова в период чисток в партийных региональных отделениях, планируют создать свою собственную новую партию. Два месяца назад в Москве активисты провели так называемый Межрегиональный форум коммунистов, в рамках которого прозвучали обвинения в адрес членов закрытого партийного собрания в том, что они превратили партию «в циничный механизм для получения мест в парламенте и личной выгоды». На форуме было принято решение - начать подготовку к инаугурационному конгрессу альтернативной Коммунистической партии. В свою очередь сторонники г-на Зюганова на собрании Центрального комитета Коммунистической партии, которое состоялось в прошлые выходные, подтвердили свою верность их лидеру и пообещали начать борьбу с «предателями».
Коммунистической партии потребуется некоторое время, чтобы преодолеть кризис, однако, когда и если она сможет себя обновить, у нее уже больше не будет монополии на левом фронте, которой она пользовалась на выборах в прошлом.