Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Куба, Сейшелы и Вьетнам: российские военные базы или пункты материально-технического обеспечения?

Россия ведет переговоры с властями Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама по созданию на их территории баз российского флота. Будут ли это полноценные военно-морские базы, как в украинском Севастополе?

© РИА Новости Сергей СафроновТяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Информация о планах Москвы в отношении Кубы и Сейшельских островов остается на уровне слухов. Понятно только, что намерения создать российские военные базы в упомянутых государствах логично вытекают из идеи присутствия военного флота РФ за пределами границ бывшего СССР. Одновременно это - модификация прежних планов Кремля, оставшихся нереализованными из-за «арабской весны».

Москва подписала с Вьетнамом многомиллиардные контракты на разведку нефти и газа, а также продает этой стране подводные лодки. Государственная корпорация Росатом строит там атомную электростанцию. Несмотря на прекрасные отношения, президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг заявил 27 июля, что его страна может предложить Российской Федерации создать пункт материально-технического обеспечения в районе порта Камрань, однако о военной базе речи быть не может. В данном контексте стоит вспомнить, что Китай считает Южно-Китайское море своей исключительной сферой влияния и неоднократно давал России понять, что не он не желает видеть ее политической или экономической активности в этом регионе.

Больше никакой конкретики нет, информация о планах Москвы в отношении Кубы и Сейшельских островов остается на уровне слухов. Понятно только, что намерения создать российские военные базы в упомянутых государствах логично вытекают из идеи присутствия военного флота РФ за пределами границ бывшего СССР. Одновременно это - модификация прежних планов Кремля, оставшихся нереализованными из-за «арабской весны».

Читайте также: Главком ВМФ РФ не исключает варианта эвакуации базы в Тартусе

Падение режима полковника Каддафи похоронило планы строительства базы в Триполи, а высокая степень нестабильности обстановки в Йемене заставила отказаться от водружения российского флага на острове Сокотра. Под вопросом оказалась модернизация пункта материально-технического обеспечения в сирийском Тартусе, хотя в этом году планировалось приспособить этот порт для приема авианосцев. Гипотетическая победа Сирийской свободной армии в борьбе с Асадом может привести к тому, что новые власти не будут заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с Москвой.

Я уже упомянул о российской активности во Вьетнаме, стоит сказать также пару слов о Кубе и Сейшельских островах. Недавний визит в Москву Рауля Кастро мог касаться новых планов Кремля: еще в декабре прошлого года в прессе появились спекуляции о возможном размещении на Кубе российских ракет. Было ли это прощупыванием возможной американской реакции на проект создания на острове базы российского флота? Я полагаю, что это было, скорее, примериванием к открытию там пункта материально-технического обеспечения. Тот факт, что Россия дала коммунистическому режиму братьев Кастро кредит, указывает на то, что Кремль хочет получить от Кубы какие-то уступки. Одновременно давление США наверняка остается очень сильным.

Также по теме: Армии выстраиваются у Арктики

Гипотетическая база РФ на Сейшельских островах связана в свою очередь с активностью России в борьбе с пиратством в регионе Сомали, погрязшего в хаосе, и соседних с ним государств. В данном контексте следует упомянуть, что в этом году в антипиратской операции в водах Аденского залива принимал участие Большой противолодочный корабль Северного флота «Вице-адмирал Кулаков». Этот регион важен для России, в первую очередь, с точки зрения транспортного пути Суэцкий канал - Баб-эль-Мандебский пролив и обеспечения в нем безопасности судоходства. Таким образом, актуальным оказывается вновь пункт материально-технического обеспечения, а не военная база. Как видно, планы России, касаются, скорее, создания сети логистических пунктов, а не возврата к идее крупных военных баз в странах третьего мира. Своего рода резюме перечисленных мной информационных сообщений, могут послужить слова генерал-майора Игоря Кожина, временно исполняющего обязанности начальника морской авиации Военно-морского флота РФ, заявившего в июле, что «в условиях нестабильной ситуации с арендой военных баз заменой российским базам в других странах могут стать авианосные корабли ВМФ России».