Европейская газовая дуэль: Кремль бросает вызов Брюсселю. Против процедуры нарушений, открытой Европейской комиссией по отношению к Газпрому, обвиняемому в несоблюдении норм, касающихся конкуренции в восьми странах Восточной Европы, президент Владимир Путин выступил с декретом под довольно красноречивым названием: «Меры по защите интересов Российской Федерации в зарубежной деятельности российских компаний».
Читайте также: Расследование в отношении Газпрома затянется надолго
Существо дела состоит в том, что компании, имеющие стратегическое значение, а среди них Газпром, смогут давать информацию властям и иностранным организациям только с согласия правительства или авторитетного федерального исполнительного органа. И не только это. После начала процедуры о нарушениях Кремль воздвиг стену юридического протекционизма вокруг своих экономических ценностей. Прежде чем давать объяснения, которых требуют офисы комиссара Хоакина Альмуния, Газпром должен получить разрешение правительства, возглавляемого Медведевым. Но в действительности принимать решение будет Путин, и это не станет легкой партией для Брюсселя. Ставки слишком высоки. Российский колосс Газпром, правая энергетическая рука Путина, играющий большую роль в политике оказания влияния на соседние с Россией страны, рискует получить большие штрафы со стороны Европейского союза. Штраф примерно в 10 миллиардов евро в момент кризиса, который уже привел к тому, что Газпром закрыл первый триместр с падением доходов на 24%, стал бы большим ударом.
Первой реакцией Путина на решение Брюсселя было раздражение, он отверг процедуру, открытую ЕС, как «неконструктивную», заявив, что Москва больше не расположена субсидировать приобретение газа в Европе. Вчера Сергей Куприянов, пресс-секретарь российского энергетического колосса прокомментировал действия Брюсселя как «оказание давления со стороны Европейской комиссии на результаты коммерческих переговоров и при формировании цен на газ». Следовательно, он предупредил, что Газпром «продолжит основывать свою работу на долгосрочных контрактах, связанных с ценой на нефть» и «не будет делать скидок без согласия компетентных федеральных властей».
Также по теме: Nord Stream не представляет общеевропейского интереса
Итак, вызов брошен: своим декретом Путин вывел Газпром из-под европейской юрисдикции и перевел противостояние из экономической области в чисто политическую. Уверения, поступившие из Брюсселя в прошлые дни, что расследование «нацелено не против России, но касается поведения компании», упали в пустоту. Путин подозревает, что Европа хочет свалить свой кризис на Россию. И он решил бросить вызов.